search
main
0

Выйти из тупика

Эмоции? Мысли? Слова? Поддержка!

Если сравнить обучение в современной школе и лет десять – пятнадцать назад, то мы увидим, что изменилось многое. Появилось большое разнообразие учебных программ даже в пределах одного комплекса, новые формы обучения (включая дистанционные), МЭШ-технологии… Изменились требования к педагогам. Работа в современной школе сейчас требует от педагогов хорошего знания психологии, понимания индивидуальных особенностей развития и воспитания детей на всех возрастных этапах. Учителя и воспитатели должны уметь работать с детьми с психологическими, неврологическими и иными особенностями развития и поведения в условиях обучения больших классов.

Стали другими родители. Они много работают, стараются заполнить многочисленными кружками время своих детей, но при этом зачастую мало уделяют времени их внутреннему миру. Предъявляют высокие требования к педагогам, к результатам обучения своего ребенка, но все меньше берут на себя ответственность за воспитание и контроль выполнения домашних заданий.

Изменились и сами обучающиеся. Они хорошо информированы, много рассуждают на «взрослые темы» уже с маленького возраста, настойчивы, требовательны к взрослым, имеют высокую самооценку, очень критичны и не боятся отстаивать свое мнение и права. Но в то же время они менее внимательны, импульсивны, часто гиперактивны и не умеют занимать себя в свободное время, мало читают и много времени уделяют компьютерным играм, конфликтны и нетерпимы.

Все эти изменения зачастую способствуют появлению в отдельных классах/группах сложных ситуаций, при решении которых не всегда работает стандартный образовательно-воспитательный подход. В такие моменты на помощь воспитателям и учителям приходят специалисты социально-психологической службы школы. Они работают с детьми, встречаются с родителями, дают рекомендации педагогам.

В прошлом году психологи школы, двенадцать воспитателей и двое учителей объединились в проектную группу с целью разработать и апробировать практический инструментарий для педагогов, который будет помогать им в работе с такими ситуациями.

Сначала группа провела анализ ресурсов и дефицитов педагогов для решения педагогических ситуаций, училась разбирать кейсы педагогических задач. Для их решения создали таблицу, которая помогала нам:
– правильно и всесторонне проанализировать педагогическую ситуацию;
– поставить педагогическую задачу;
– понять педагогу свои дефициты/ресурсы для ее решения;
– составить алгоритм решения;
– правильно выбрать и применить определенные психолого-педагогические средства/методы для решения (инструментарий);
– отследить динамику изменения ситуации и вовремя внести коррективы.

Этот инструментарий прошел апробацию участниками группы в течение 4 месяцев. На каждой встрече – один раз в три недели – проходила супервизия педагогов по работе с ситуациями.

Таблица позволяет отслеживать динамику ответных реакций, состояний, вербальных ответов, чувств/эмоций каждого из участников сложной ситуации непосредственно в процессе ее решения (изменения). Благодаря этому педагог остается в постоянной позиции проактивности, способен замечать даже маленькие изменения в ситуации и своевременно проводить корректировку своих действий.

Чтобы на осознанном уровне поддерживать позицию своей включенности, педагоги во время встреч проектной группы часто работали в парах. Каждый рассказывал коллеге о своих успешных моментах в работе с ситуацией, проблемных аспектах, выслушивал точку зрения на свой анализ и, что немаловажно, учился принимать услышанное от коллеги не как критику, а как помощь. Это упражнение помогло участникам проектной группы изменить свое отношение к возникающим проблемам. Многие педагоги стали спокойно рассказывать о сложностях в работе над ситуацией, анализировать свои действия, признавать свои дефициты, научились получать и принимать помощь своих коллег. Кроме того, такая работа помогла относиться к сложным ситуациям без воздействия негативных эмоций, которые зачастую отключают наше сознание и мешают эффективно действовать. Все это повысило эффективность их работы над сложными ситуациями. И в конце года большая часть педагогических задач была успешно решена, была видна хорошая положительная динамика ситуации.

Надеемся, что данный инструментарий поможет многим педагогам в решении сложных педагогических задач. А мы всегда открыты для сотрудничества и готовы делиться своим опытом.

Елена БРИЛИНГ, руководитель СПС школы №1561;
Дарья КУКЛИНА, педагог-психолог школы №1561;
Алла ЦИПЛАКОВА, старший воспитатель школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте