search
main
0

Выход из зоны комфорта

Не обучать по шаблону, а ломать рамки

Парта, стулья, учительский стол, доска, шкаф – обычный кабинет необычного педагога – учителя биологии автономного образовательного учреждения «Лицей» Екатерины Анатольевны БУШУЕВОЙ из маленького сибирского города Тобольска Тюменской области. Мультимедийная доска, вращающиеся стулья, столы-трансформеры, лабораторная зона – так должен, по ее мнению, выглядеть кабинет в ХХI веке.

– Как не дать потухнуть искре в глазах будущих Пушкиных и Ломоносовых, Менделеевых и Павловых, Алябьевых и Перовых? Где ученики помогут увидеть разноцветный мир? Где помогут обрести себя и радость познания? – спрашивает Екатерина Анатольевна. И сама отвечает: – В школе радости, конечно. Так что есть только один выход для педагога – из зоны комфорта. Не обучать детей по установленному шаблону, а ломать рамки, позволяя ребенку развиваться во всех направлениях.
Школу радости реализовал великий педагог Василий Сухомлинский, фактически воплотив в жизнь мечту другого гуманиста – Яна Коменского, выраженную в его книге «Дидактика», о школе как «цветущем саде и мастерской гуманности». «Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя – как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников», – писал Василий Александрович Сухомлинский. Его книга «Сердце отдаю детям», по мнению Бушуевой, удивительно актуальна сейчас, в нашем цифровом мире: так много кругом агрессии – и в жизни, и Интернете. Противостоять этому может только доброта друг к другу и к миру. Уже седьмой год после Тобольской государственной педагогической академии имени Д.И.Менделеева, входя по утрам в класс, она говорит ребятам: «Доброе утро, я рада вас видеть». Дети отзываются охотно, отвечая молодому педагогу взаимностью. Но желания познавать она поначалу не видела. Именно это и заставило искать какие-то иные инструменты, не те, которым учили в академии. Говорит, что выданные вместе с дипломом «крестовые отвертки» не подходили для «винтов с прямым шлицем». Улыбается:
– Французы говорят: «Шерше ля фам», а педагоги: «Шерше ля интерес». Согласитесь, если ребенку интересно, он будет думать, искать, спорить, сомневаться… Поэтому нужны условия, которые мотивируют ребенка на познавательную деятельность. Я, как молодой учитель, ищу свои подходы, инновационные технологии, ресурсы образовательной среды. Это не только запрос общества, но и изменившегося ребенка, который сегодня рождается с гаджетами в руках, живет и развивается в постоянно обновляемом информационном мире.
Такой инструмент – игра. В ней ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. «Цветы жизни» независимо от возраста расцветают в игре, по наблюдениям Екатерины Анатольевны.
– Не важно, с кем играть – с малышами или выпускниками, главное, что дети, сами того не замечая, усваивают материал, – говорит она. – Ведь игра – это модель реальности, та самая безопасная среда, где ребенок может пробовать себя, не боясь последствий. Именно этого я и добиваюсь: чтобы дети на моих уроках почувствовали свои крылья, захотели воспарить над буднями, стали творить. Пополняя свою игровую базу, обращаю внимание в первую очередь на игры, которые нравятся мне. Ведь обучение в сотворчестве с учителем способствует развитию любых компетенций в сопровождаемой деятельности. Нет деятельности – нет развития компетенций.
Пятиклассники, знакомясь с биологическими понятиями, устанавливают правила, тем самым закладывая фундамент норм, принятых в коллективе. Самые артистичные – шестиклассники – распределяют роли, прорабатывая образы до мельчайших деталей. Примеряя образы, они учатся принимать разные точки зрения, часто противоречащие своим. Семиклассников в игре Екатерина Анатольевна узнает с трудом: подростки, стремящиеся к единоличному лидерству, активно формируются в команды, где выдают неожиданные результаты. Самые эмоциональные – восьмиклассники, игра помогает им справиться со своими переживаниями по поводу и без, взять под контроль свои чувства, помочь друг другу в их осмыслении. Девятиклассники, по ее словам, похожи на пятиклашек: с таким же нетерпением ждут игру, только у них она другая, в ней ребята не боятся представить свои идеи, смело продвигают креативные варианты решений. Творчески самовыражаясь, дети позволяют самовыражаться друг другу – с интересом слушают, подхватывают идеи.
– Бывает, старшеклассники спрашивают, зачем им, практически взрослым, нужно играть. Да затем, что так легче понять сложнейшие механизмы окружающего мира, – объясняет Екатерина Анатольевна. – Как писал Анатоль Франс, чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Опираясь на работы отечественных педагогов, которые представляют разное понимание термина «эдьютейнмент», что в переводе с английского языка означает «обучение через развлечение», Бушуева постаралась объединить их идеи в своей практике. Она использовала современные средства обучения на основе принципа последовательности: развлечение с помощью игры, затем привлечение к самому предмету, которое рождает увлечение – устойчивый и целенаправленный интерес к образовательному предмету. Моделирование образовательного пространства позволяет использовать ресурсы интеграции, что соответствует требованиям федеральных государственных стандартов и достижению метапредметных и личностных результатов. «Поле самовыражения», как называл игру на уроке Даниил Борисович Эльконин, складывается из нескольких составляющих.
– Мы вместе с ребятами определяем цели учебных игровых ситуаций, – объясняет молодой педагог. – Для учащихся, например: найти решение. Для меня: помочь освоить способы деятельности, сформулировать критерии выбора и оценки. Содержательный компонент складывается из предметных и межпредметных знаний. Важно освоение игровых правил. А игровые ситуации возможны на разных этапах учебного процесса. Например, на этапе мотивации и целеполагания мы используем «Лобстер»: нужно отгадать личность ученого, задавая друг другу односложные вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Для освоения в 7‑м классе, например, проходим квест «Царство растений». Для закрепления подходит «Третий лишний». Для контроля результатов образовательной деятельности­ – «Слепой ботаник». За время работы у меня накопилась подборка игр, которыми я делюсь с коллегами на сайте, методобъединениях, курсах, конференциях.
Но игра требует изменения образовательного пространства. Поэтому следующим шагом Екатерины Анатольевны стал выход из стен кабинета. «Сегодня наш урок пройдет на улице», – сказала она однажды пятиклашкам, и они немедленно побежали одеваться. Чистое весеннее небо, свежий воздух, распускающиеся листочки – не заметили, как пробежало время. Встретившись с ребятами через неделю, увидела, что «дворовый» урок дал потрясающий результат – детей удалось вдохновить на творчество. Маша и Полина изобразили один пейзаж в разных техниках, Алексей увлекся изучением редкого вида жуков, одного из которых обнаружил на лавочке, Егор начал разучивать сложнейшее музыкальное произведение Николая Римского-Корсакова «Полет шмеля». Она поняла, что стала на шаг ближе к школе радости и… расширила образовательное пространство за счет природных, социокультурных и производственных объектов, прежде всего региональных. Если нет возможности выйти из школы, то использует виртуальные экскурсии онлайн.
– Наш комитет по образованию поддерживает поиск новых форматов работы на уроке, трансформирующееся пространство – одна из актуальных на сегодня тенденций, – говорит молодой педагог. – У нас сильная команда, которая включает и комитет по образованию администрации города, и моих преподавателей из пединститута, и лицейских наставников. С их помощью мне удается зажечь в детях живой интерес к познанию и творчеству. Невозможно и неразумно, сидя в кабинете, изучать закономерности, происходящие в природе. Знакомясь с многообразием животного мира, нужно подталкивать детей к стремлению его сохранить, умению брать ответственность за свои поступки. Слушать звонкий щебет краснокнижных птиц в природоохранной зоне, видеть простейшие организмы в микроскоп прямо на берегу лесного пруда, выпускать мальков осетра в Иртыш – это гораздо интереснее, чем смотреть, как это делают другие. Применение знаний на практике и их интеграция, которая оживляет образовательный процесс, помогают формированию у детей целостного представления о мире, развитию логического мышления и творческих способностей, устраняют дублирование в изучении материала и тем самым экономят учебное время, избавляя от утомляемости.
В ходе работы над проектом «Исследование особенностей шумовых нагрузок» дети составили рекомендации, которые заинтересовали отдел охраны окружающей среды компании «СИБУР». И другие результаты таких «распахнутых миру» уроков не заставили себя ждать: лицеисты начали активно участвовать в олимпиадах и конкурсах, а биология теперь пользуется популярностью как экзамен по выбору на ГИА. Продолжением уроков стал кружок «Арлекин», где вместе с педагогом ребята создают пантомимы об актуальных проблемах экологии. Например, проектная работа «Исследование пищевых добавок» превратилась в постановку «Холодильник».

– Детям интересно, а значит, как говорил Владимир Маяковский, «и стоит жить, и работать стоит!» – говорит Екатерина Бушуева. – Мне хочется, чтобы в непростом и наполненном одноцветными красками мире появилось как можно больше креативных и смелых людей. Ведь творчество ведет к рождению новых идей, дает возможность человеку ощутить все краски жизни. Активно внедряя игру в урочную и внеурочную деятельность, вижу, как меняются мои воспитанники – от закрытых, неэмоциональных, неактивных до эмпатичных и жизнерадостных почемучек. Возможно, в мире скоро станет больше на одного великого биолога! Потому что я лишь приоткрываю завесы природных тайн, а открытия они делают сами. Пока маленькие, но надеюсь, что большие у них еще впереди.
Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте