Образование – это правильные, отработанные действия при любых обстоятельствах, в особенности в быту, на работе, в инстанциях и в домашних хлопотах.
Время диктует нам новые правила и подчас очень неожиданные для педагога формы работы. Работа психолога с детьми должна выстраиваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Это осторожный и трепетный процесс, девиз которого: «Не навреди! Поддержи!» Работа специалиста заключается в психолого-педагогическом сопровождении образовательного и воспитательного процессов как нормотипичных детей, так и детей с особенностями в развитии.
При непосредственном общении психолог реагирует на изменение настроения ребенка и варьирует методы и приемы в рамках коррекционно-развивающей работы. Дистанционная форма работы не всегда дает такие возможности, но тем не менее и дистанционно можно осуществлять довольно продуктивное психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Работа в том объеме и в тех формах, в которых она выполняется обычно очно, в дистанционном формате стала невозможна, поэтому перед сообществом психологов была поставлена задача разработать формы и методы работы, приемлемые при сопровождении дистанционно.
В условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки нам, педагогам-психологам образовательных учреждений, приходится работать в необычных условиях. Услуги психолого-педагогической, консультативной помощи родителям (законным представителям) и детям оказываются преимущественно в дистанционной форме по видеосвязи или по телефону. Такая форма консультаций для родителей стала очень популярна.
В связи с большой загруженностью родителей на работе и нехваткой времени они не всегда могли дойти до школьного психолога, а кто-то и вовсе боялся очных встреч. А с появлением дистанционных технологий запрос на консультации школьного психолога вырос. Теперь родителям не нужно приходить в школу. Им достаточно взять гаджет в руки и в любом удобном месте получить ответы на все интересующие вопросы.
Обучающиеся также стали активнее обращаться за консультацией. Когда дети находятся в школе, не всем хватает смелости дойти до кабинета психолога. У них зреют сомнения: а вдруг кто увидит, а что скажут одноклассники? Ученики заранее программируют себя на неудачу, что крайне усложняет работу с ними и не способствует ранней помощи. А в ситуации, когда дети средней и старшей школы находятся дома, зачастую одни, так как родители на работе, многие проявляют желание пообщаться с психологом: выговориться и попросить совета.
Многие учителя, психологи, логопеды, социальные педагоги, как и обучающиеся, раскрылись на дистанционном обучении в творческом ключе. Для психолога важно, чтобы у детей были развиты творческие способности ровно так же, как и память, внимание, мышление, воображение, фантазия и другие когнитивные функции. Ведь мы оказались в такой ситуации впервые. Согласитесь, что решать нестандартные задачи лучше нестандартным способом – креативным.
Особенно ценно, когда ребенок решает их самостоятельно, но при этом при активной поддержке педагога или родителей. Ведь если механизм решения сложной задачи становится простым, то сама проблема уже не кажется настолько глобальной.
Цели работы педагога-психолога на время дистанционной работы образовательного учреждения очевидны и ясны:
– психологическая поддержка семьи в кризисной ситуации;
– профилактика стресса у участников образовательного процесса;
– повышение психологической компетенции у педагогов и родителей;
– снятие психоэмоционального напряжения у детей;
– развитие познавательных процессов.
Для выполнения поставленных задач специалисты не только в онлайн-формате консультируют участников образовательного процесса и проводят занятия, а еще и плодотворно используют видеозанятия, которые формируют сами по темам, наиболее актуальным для обучающихся и их родителей.
В связи с ограничением двигательной активности особый акцент делается на подвижных играх, играх на развитие внимания и снятие психоэмоционального напряжения. Для родителей проводятся консультации на тему сохранения психологического здоровья детей в период дистанционного обучения, предлагаются видеозанятия по арт-терапии и сказкотерапии.
Наиболее важные с психологической точки зрения моменты – эмоциональное состояние участников дистанционного обучения и проблема повышения мотивации. Характерный для дистанционного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние участников. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится более продуктивным.
С одной стороны, отсутствие непосредственного контакта между обучающимися и преподавателем снижает степень личного влияния педагога на эмоциональное окрашивание получаемых знаний.
С другой стороны, при дистанционном обучении основной упор делается на активизацию творческих способностей, в этом плане здесь больше возможностей для переживания положительных эмоций от достижения собственных высоких результатов обучения.
При дистанционном обучении ребята получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений, ведь, общаясь, они всегда так или иначе эмоционально реагируют на окружающих. Поэтому в школе проводятся тренинговые мероприятия с целью сплочения дистанционной учебной группы, моделируются ситуации командного взаимодействия, что обогащает эмоциональные переживания обучающихся, повышает эффективность взаимодействия между ними, и, как следствие, происходит эффективное усвоение знаний.
Модель психологического сопровождения, делающая акцент на развитии четырех компонентов – внимания, значимости, уверенности и удовлетворенности, – дает положительные результаты. Для поддержания мотивации обучающегося важно заинтересовать его, привлечь внимание, убедить в важности и ценности обучения, поддержать уверенность в себе и повлиять на формирование чувства удовлетворения от достигнутых результатов.
Внимание обучающихся поддерживается с помощью вариативности заданий и разнообразных типов представления материала, смены видов деятельности. Важно заинтересовать слушателей спорными, неожиданными, оригинальными идеями.
Этому способствуют проведение проблемно-ориентированных дистанционных семинаров, дискуссий, форумов, стимулирующих участие слушателей в обсуждении, обращение к их личному опыту. Неожиданные элементы в учебных курсах и разные формы работы вызывают всплески мозговой активности, пробуждают любопытство, что поддерживает внимание и улучшает запоминание материала.
Есть ли минусы, спросите вы. Везде есть недочеты. При дистанционном обучении чаще всего педагог не может непосредственно наблюдать за эмоциями обучающихся – невербальными компонентами коммуникации, отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности участников, но пройдет время, и мы в полной мере освоим и этот способ взаимодействия. Но ничто и никогда не заменит нам личного общения, по которому мы очень скучаем!
Кристина БОРОДИНА, ипедагог-психолог школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова
Комментарии