По Закону «Об образовании в РФ» (273-ФЗ п. 7 ч. 1 ст. 48) российский учитель обязан повышать свой профессиональный уровень. Это положено делать раз в три года за счет регионального бюджета. Повышать квалификацию за свой счет можно когда и сколько угодно, но мы сейчас не об этом. Расходы на дополнительное профессиональное образование педагогов должны включаться региональными властями в норматив финансирования (ч. 2 ст. 99 Закона «Об образовании в РФ»), а затем переводиться в муниципалитеты. Потратить деньги, пришедшие по нормативу на учебу учителей, ни на что другое нельзя. Так по закону. А на самом деле?
В конце 2015 года Министерство образования и науки РФ и НИУ ВШЭ решили проверить, как в российских регионах реализуются принципы Закона «Об образовании в РФ». Если точнее – не забывают ли чиновники включить в норматив все статьи расходов, перечисленные в 273-ФЗ? И если экономят, то на чем? Оказалось, власти почти всех регионов России выбрасывают из норматива две статьи: учебные расходы и повышение квалификации педагогов. Только в 7 регионах России (Архангельская, Кемеровская, Курганская, Омская, Пензенская и Сахалинская области, а также Республика Адыгея) дела с повышением квалификации педагогов должны обстоять более или менее неплохо. По крайней мере, региональные чиновники здесь помнят, что в норматив для муниципальных школ надо закладывать средства на ДПО педагогов. Впрочем, как выявил мониторинг НИУ ВШЭ, и этих средств не хватает. Только в двух субъектах РФ норматив на ДПО педагогов показался экспертам достаточным. Это Омская и Сахалинская области. В 57 регионах России расходы на повышение квалификации учителей вообще не учитываются в нормативе. А еще в двенадцати субъектах РФ (Приморский край, Амурская, Владимирская, Кировская, Мурманская, Нижегородская, Рязанская и Томская области, республики Дагестан, Ингушетия, Коми, Чувашия) региональные чиновники поступили хитрее: они объединили две разные статьи – расходы на повышение квалификации учителей и… учебные расходы школ. Когда надо, можно направить эти деньги на учебные расходы, когда надо – на повышение квалификации педагогов. Но чаще всего денег по этой статье в бюджете не оказывается вовсе. В любом регионе и без мониторингов скажут, что основная статья управленческой экономии на школе – это учебные расходы. С чем связано такое отношение региональных властей к обучению педагогов? По Закону «Об образовании в РФ» учителям предписывается повышать квалификацию не раз в пять лет, а раз в три года. Так может быть, бюджеты не выдержали дополнительного бремени? Нет, количество обязательных часов на ДПО осталось практически неизменным: раньше было 104 часа раз в пять лет, сегодня – 72 часа раз в три года. Эксперты отмечают, что у Минфина при этом не возникло дополнительных расходных обязательств. Возможно, региональные власти еще не привыкли соблюдать 273-ФЗ? Мониторинг выявил регионы, в которых зарплата учителей в 2015 году начислялась еще по принципам нулевых годов, с учетом Базисного учебного плана 2004 года. А может быть, кто-то сознательно продолжает экономить на учебе педагогов, нарушая Закон «Об образовании в РФ»? Педагогическая общественность в областях и республиках уже привыкла к мысли, что повышение квалификации – ее личное дело. И что все расходы – из ее кармана. Зачем какому-то областному или республиканскому чиновнику выводить учителей из этого заблуждения? Ведь российские педагоги готовы учиться за свои деньги, даже зная, что свидетельство о дополнительном образовании никак не повлияет на их зарплату. В некоторых субъектах РФ учительским бескорыстием воспользовались, чтобы немного облегчить бюджет: отменили учет квалификационной категории учителя. – Считается, что норматив финансирования сам по себе достаточно высокий и поэтому образовательная организация может определить, как и из каких средств доплачивать педагогу за повышение квалификации. Но это неправильно, – говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – Это нарушает трудовое законодательство, в котором закреплено, что за труд более высокой квалификации работник должен получать более высокую зарплату. Учитель должен быть уверен: если он прошел повышение квалификации, ему автоматом будет повышена базовая часть оплаты труда. Нельзя закладывать повышение квалификации в стимулирующие выплаты. Урок двух учителей – высшей и первой категории – должен различаться по уровню оплаты, как различается труд кандидата и доктора наук, врача первой и второй категории. …А тем временем региональные власти либо забывают профинансировать ДПО педагогов, либо вкладывают эти средства в другие проекты. Иногда – в проекты нужные и важные. Например, в сопровождение одаренных детей в Пензенской области, в организацию семейного образования в Ленинградской области или в подвоз детей в Томской области… Но почему за подвоз детей в школу должны платить учителя?Удивительно, но факт!Сельские учителя из стран ЕС (какой бы отдаленной ни считалась их школа) повышают квалификацию значительно чаще, чем горожане.
Комментарии