В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция на тему «Кадры новой России: как готовят востребованных для экономики специалистов». Несмотря на то что формат подобного мероприятия не рассчитан на глубокое и всестороннее рассмотрение всех вопросов, связанных с обучением рабочих и мастеров для промышленности, спикерам удалось перечислить наиболее очевидные проблемные зоны и точки роста.
– Создание высокопрофессиональных молодых специалистов во всех отраслях экономики, науки, культуры – это задача первостепенной важности для всей страны, – сказала заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова. – Как известно, с некоторых пор колледжи и техникумы были переданы с федерального уровня на региональный. Мы решили провести мониторинг и выяснить, что произошло в системе среднего профессионального образования за последние годы, каково состояние этих учреждений.По словам зам. министра, с 2012 по 2016 год количество образовательных организаций системы СПО снизилось с 5053 до 3900. Также сократилось и число обучающихся – с 2,97 до 2,85 млн чел. Правда, на то есть вполне объективные причины: помимо всем известной демографической ямы, приведшей к общему уменьшению численности детей в стране, налицо результаты оптимизации сети образовательных учреждений, в результате чего многие училища и техникумы стали подразделениями крупных многопрофильных центров профессионального образования.- Растет количество школьников, которые после 9-го класса желают продолжать обучение в колледжах и техникумах, – констатировала Людмила Огородова. – Однако все меньше из них хотят стать непосредственно рабочими, овладев начальными профессиональными компетенциями, зато все больше предпочитают средние профессиональные компетенции.Эта тенденция также имеет свое объяснение. В частности, с 2011 года финансирование системы СПО за счет местных бюджетов увеличилось более чем в два раза (с 81,8 до 189,0 млрд руб.), а вот на НПО регионы стали выделять средств в разы меньше (с 60,3 млрд в 2011 году до 0 в 2014 году). При этом федеральный бюджет и на НПО, и на СПО денег не стал давать больше.Иными словами, регионы сильно постарались, чтобы повысить привлекательность колледжей и техникумов. И все же, как показывают результаты мониторинга, пока что львиная часть всех средств уходит на поддержание образовательных организаций на должном уровне, в то время как на развитие материальной базы и приобретение новейшего оборудования тратится лишь 5% бюджета.К счастью, ситуацию способны изменить принятые еще в 2014 году ФГОС для системы среднего профобразования. Они предполагают не только профессиональное развитие управленческих и педагогических работников, но и формирование инфраструктуры для полноценной реализации новых стандартов. Кроме того, ФГОС очень органично сочетаются с комплексом мероприятий в рамках международного соревнования профессионального мастерства WorldSkills International, которое также предусматривает повышение квалификации, способность работать с современным оборудованием и так далее. К слову, Генеральной ассамблеей WSI местом проведения мирового первенства-2019 была выбрана Казань. Это огромный стимул к развитию всей системы профобразования у нас в стране.- В этом году 73 субъекта РФ приступят к реализации новых программ среднего профобразования, – сообщила Огородова. – Обучение по Топ-50 начнут более 1000 колледжей (то есть каждый третий по стране) и более 50 тысяч студентов.Разумеется, в каждом регионе свой список 50 наиболее востребованных профессий. Тем не менее самыми востребованными специальностями на сегодняшний день считаются повар-кондитер, программист, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, сварщик, парикмахер и так далее. Эти позиции присутствуют в списках ссузов большинства регионов России. А вот печальный факт: в 2017 году ни один субъект РФ не планирует начать подготовку по профессии и специальности Топ-50 в сфере производства и эксплуатации оптических и оптико-электронных приборов и систем. Это, увы, говорит о том, что новейшие технологии у нас до сих пор развиваются куда меньшими темпами, чем сфера обслуживания.Во многом поэтому на WorldSkills возлагают большие надежды, поскольку приобщение к мировым стандартам поможет повысить уровень компетенции наших специалистов.- Но не стоит думать, будто WorldSkills – это что-то типа спорта больших достижений, доступного лишь избранным, – убежден генеральный директор союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») Роберт Уразов. – Нет, это прекрасная возможность для каждого понять, в каком направлении ему стоит развиваться, чего ему не хватает в плане практической или теоретической подготовки. В этом году более 15 тысяч учащихся российских ссузов будут сдавать экзамены по стандартам WorldSkills, то есть в соответствии с общемировыми требованиями к качеству подготовки специалистов.Как отметил Уразов, очень важным моментом является введение паспорта компетенции – документа, в котором предельно ясно отражены все те компетенции, которыми специалист обладает в той или иной степени. Благодаря этому паспорту человек может понять, что ему стоит подучить, что усовершенствовать, в чем он действительно силен и в чем слаб. Работодатель же, взглянув на такой документ, способен сразу понять, с профессионалом какого уровня он имеет дело.- При этом сегодня становится предельно ясно, что вложения в человеческий капитал – это очень эффективное использование средств, – говорит гендиректор «Ворлдскиллс Россия». – Ведь за каждым высококлассным рабочим стоит профессионал-педагог, который его всему научил. А современный преподаватель должен в совершенстве знать все стандарты WorldSkills и ФГОС, уметь реализовать их на практике. Чтобы чему-то научить, нужно не только рассказать, как это делается, но и продемонстрировать пример мастерства.Правда, заметили участники пресс-конференции, тут возникает другая проблема: чем выше мастерство преподавателя, тем больше шансов, что его самого «уведут», то есть возьмут на производство, предложив очень хорошую зарплату. И если не остановить процесс подобного вымывания мастеров из системы образования, в колледжах останутся либо неудачники, либо истинные фанаты своего дела. А поскольку делать, как всегда, ставку на энтузиастов нельзя, имеет смысл заинтересовать работодателей, чтобы они помогли удержать профессионалов в ссузах, ибо высококлассные мастера способны обучить сотни профессиональных рабочих на потоке.- Раньше мы очень скептически относились к тем, кто приходил к нам после техникумов и училищ, – рассказал руководитель направления Группы компаний IEK Петр Некрасов. – Более того, мы были вынуждены часть времени уделять теоретической подготовке этих специалистов, так как выяснилось, что они порой не владеют даже школьным материалом. Но в последние годы к нам приходят люди, прошедшие подготовку по стандартам WorldSkills, и это уже совсем иной уровень.По словам Некрасова, общение с иностранными экспертами и мастерами в рамках подготовки и участия в соревнованиях дает очень много для повышения профессиональной грамотности и повышения культуры труда. В свою очередь это заставляет развивать производство, закупать новое оборудование, применять новые технологии. Меняется и содержание образования: так, например, электромонтажник в западных странах – это, как правило, почти всегда человек с инженерным образованием, способный не только смонтировать схему, но и запрограммировать ее. А наши монтажники программированием никогда до этого не занимались. Пришлось включить это в образовательную программу. И теперь даже школьники – участники движения JuniorSkills владеют навыками программирования.Действительно, профессионала и специалиста нужно начинать готовить не в ссузе, а гораздо раньше, еще в средней школе. Об этом по видеосвязи поведал первый заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Константин Федоренко непосредственно с места проведения финала V национального чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»-2017).- Еще несколько месяцев назад мы начали очень серьезную профориентационную работу в рамках подготовки к чемпионату, – сказал он. – Во всех школах края детям рассказывали об этом мероприятии, о компетенциях, о том, насколько важно сегодня быть хорошим специалистом. С ребятами также встречались победители прошлых лет, и они своим собственным примером показывали, что профессионалы востребованы всегда и везде, хоть у нас в стране, хоть за рубежом. Подобное общение – самый лучший стимул для развития и самосовершенствования!К сведениюТоп-50 – федеральный государственный образовательный стандарт СПО, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.Кстати«Ворлдскиллс Россия»-2017 пройдет в Краснодаре с 15 по 19 мая. Всего в рамках чемпионата будут представлены 109 основных и 4 демонстрационные компетенции, в соревнованиях по которым примут участие 1200 студентов и школьников. В мероприятии задействованы 1200 волонтеров, более 1000 экспертов из 84 субъектов РФ.
Комментарии