Инициативный интеллектуал со знанием иностранного языка, способный быстро включаться в командную работу, рационально применять знания на практике и постоянно повышать свою квалификацию. Это минимальный уровень требований к качествам специалиста со стороны современного работодателя. Надо ли говорить, что подобным критериям соответствует далеко не каждый выпускник вуза?
СтатфактНа российском рынке образовательных услуг сложилась весьма парадоксальная ситуация: число студентов вузов год от года растет, а бизнес буквально задыхается от нехватки квалифицированных кадров.Проблемы партнерства бизнеса и вуза рынок труда переполнен специалистами с высшим образованием, которые работают на должностях, не требующих такой высокой квалификации; статус диплома бакалавра не привлекает работодателей и требует конкретного статуса для каждой отраслевой специальности; представителей бизнеса беспокоит, что многие выпускники не умеют применять на практике полученные знания и работать в команде; бизнес вынужден вести переподготовку специалистов в собственных корпоративных университетах, на что уходит еще 2-3 года; анонсируемые образовательные программы с учетом требований бизнес-сообщества носят лишь PR-характер.Неэффективность управленческих кадров, как минимум, тормозит ежегодный рост экономики на 1,5 – 2 процента. По различным данным, сегодня в России насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. В Германии эти показатели соответствуют 43 процентам, в США – 56 процентам.Увеличению управленческих кадров высокой квалификации может способствовать популярная международная программа МВА. В Китае по этой системе ежегодно обучают 15 тысяч профессионалов, в США – 104 тысячи, в России – 5 тысяч.
акое несоответствие дает повод работодателям предъявлять претензии к высшей школе, мол, не в состоянии она дать специалисту актуальные знания и качественное образование. Однако и вузы упрекают представителей бизнеса в том, что они практически не вкладывают средства в подготовку высокопрофессиональных кадров, не участвуют в разработке госстандартов, перечня профессий и специальностей, по которым будущую смену и обучают. У тех и других есть вопросы к законодателям. Например, почему в России не сформированы механизмы, стимулирующие бизнес-сообщество вкладывать деньги в образование? И наконец, всех беспокоит позиция государства. Ведь в первую очередь именно оно несет ответственность за состояние, эффективное развитие и конкурентоспособность системы профессионального образования.
Весь этот проблемный клубок решили распутать на парламентских слушаниях, которые проводил Комитет Госдумы по образованию и науке. В зале встретились все заинтересованные стороны: ректоры вузов из различных регионов страны, бизнесмены и депутаты. Что и говорить, тема для обсуждения – «Эффективное партнерство высшей школы и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образования: законодательный аспект» – была для собравшихся более чем актуальна.
Что предлагают законодатели?
Первый шаг к решению проблемы предложила Валентина Иванова, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке. В своем выступлении она говорила о необходимости формирования единого законодательного пространства с позиции повышения качества образования. Чем эффективнее будет сотрудничество вузовского и бизнес-сообщества, тем скорее подготовка квалифицированных кадров в учреждениях профобразования станет соответствовать запросам реальной экономики. А формы взаимодействия с работодателями могут быть самыми разными – совместное формирование требований к образовательным стандартам и профессиональным компетенциям, рейтингование вузов, прогнозирование и мониторинг рынка труда, разработка механизма соучредительства и софинансирования вузов. Реальная помощь бизнеса нужна в образовательном кредитовании, целевой контрактной подготовке, поддержке строительных отрядов, организации практики и оснащении лабораторий.
И такая совместная работа уже ведется. На парламентских слушаниях об этом говорил заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко. Представители объединений работодателей введены в состав Совета по государственным образовательным стандартам профобразования, включены в состав комиссий по аттестации. То, что «лед совместной работы тронулся», подтверждали многие выступления. Так, Альберт Владимиров, ректор Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина, рассказал о том, что благодаря работе попечительского совета и спонсорской поддержке были реконструированы и оснащены на самом современном уровне вузовские лаборатории.
И все-таки, чтобы сотрудничество стало взаимовыгодным, необходима законодательная база. Для ее формирования и разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования». Что конкретно предлагается менять? Во-первых, предусматривается дополнить Закон РФ «Об образовании» самостоятельной статьей «Права и обязанности работодателей и их объединений в области профессионального образования». Во-вторых, дополнен будет федеральный законопроект «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Предполагается внести изменения и в Федеральный закон «Об объединениях работодателей». Наконец, изменения подготовлены и в часть вторую Налогового кодекса РФ. Их цель – сформировать экономические механизмы стимулирования работодателей к участию в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Законодатели подчеркивают: введение в действие законопроекта не потребует дополнительных расходов со стороны федерального бюджета, а наоборот, привлечет в государственные и муниципальные учреждения дополнительные средства работодателей.
Чем займутся работодатели?
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) считают, что разработка профессиональных стандартов должна стать основой для совершенствования системы профобразования. Однако создавать стандарты, полагают бизнесмены, необходимо при самом активном участии государства – крупнейшего в стране работодателя, методического и регулирующего центра.
Помимо такой совместной работы в РСПП выступили с собственной инициативой. Во-первых, должно появиться Национальное агентство развития профессиональных квалификаций, которое обеспечит признание национальных профессиональных стандартов, их интеграцию, а также аккредитацию отраслевых центров по сертификации персонала. Во-вторых, при участии профессиональных ассоциаций необходимо сформировать отраслевые центры. Они будут вести разработку профессиональных стандартов по видам экономической деятельности, участвовать в прогнозировании потребностей рынка труда, сертифицировать персонал на соответствие требованиям профстандартов по уровням квалификации. Члены Рабочей группы РСПП по реформированию образования считают, что уже до конца 2006 года профессиональные стандарты по нескольким отраслям экономики должны быть разработаны. Кроме того, планируется активное сотрудничество в области образовательного кредитования. Кредиты должны выдаваться студентам под разумные проценты и на длительные сроки.
Что должно сделать государство?
Роль государства не может сводиться только в вопросам нормативного, методического и административного управления. Оно должно стать активным и эффективным регулятором всего рынка профессиональных образовательных услуг. Именно государство отвечает за четкое и понятное для бизнеса и гражданина структурирование учреждений НПО, СПО и ВПО. Прямая обязанность государства разъяснить, работников какого квалификационного уровня выпускают вузы, техникумы и училища и на какие позиции могут претендовать, скажем, бакалавры и магистры. Государство обязано сохранить возможность для молодежи получить бесплатное и качественное профессиональное образование. И главное – привлекая работодателей к активному и выгодному сотрудничеству, оно обязано инвестировать средства в развитие профессионального образования в объемах, обеспечивающих качественную подготовку рабочей силы.
Комментарии