Мне, учителю со стажем, довелось в свое время поработать в качестве гувернантки у восьмилетнего мальчика. Перед этим прошла отбор. Думаю, впечатлил хозяйку мой опыт работы с детьми, не такой, как у всех, где главный наш помощник – любовь. Из рассказа матери моего будущего воспитанника я узнала, что за неполные полгода я у него пятая. Поинтересовалась причиной такой сменяемости. В ответ услышала: «Не смогли найти подход к моему сыну». Я за 27 лет работы в школе никогда не испытывала проблем в отношениях с детьми. Решила, уж я-то подберу ключик к мальчику.
Ознакомилась с условиями труда. У Володи в доме было три комнаты – игровая, учебная и спальня с ванной и туалетом. Утром, когда водитель увозил ученика в школу, я должна была в этих комнатах вытереть пыль, помыть полы, прибрать игрушки, заправить постель, выстирать белье и погладить то, что высохло. Особенно тщательно надо было мыть туалет. Женщина-мажордом работала в этом доме 5 лет и очень строго следила за порядком. В ее обязанности входило также штрафовать работников за любую провинность. В первый же день она отчитала меня за то, что я не собрала Володе рюкзак в школу. Я наивно полагала, что мальчик справится сам. К обеду моего воспитанника привозили из школы. После еды мы шли гулять и играть. Обычно я стояла на воротах и должна была пропускать мячи, в противном случае игрок падал на землю, бил ногами и громко кричал. После прогулки ему разрешалось не более получаса играть в компьютерные игры. Это было самое трудное дело – оторвать Вову от компьютера, чтобы заняться с ним уроками. Он постоянно скандалил. Однажды даже стал кричать и биться в истерике: «Я маме скажу, что ты била меня головой об стенку, и тебя выгонят!» Выскочив в коридор, он заплакал: «Мама, она била меня головой об стенку!» Тут же прибежала хозяйка: «Где, сынок, тебе больно?» На меня она не смотрела. Благо что во всем доме установлены камеры. Мы пошли с хозяйкой в дом охранников, где на мониторе она увидела, что я к ребенку даже не прикасалась. Непросто было и с учебой. С математикой мой воспитанник справлялся более-менее, а вот с русским языком было нечто ужасное. Он писал с угла страницы наискось, игнорируя строки, и так доходил до самого верха. Грамотность явно хромала. Я очень удивилась, посмотрев предыдущие оценки, – сплошные пятерки. Мы стали сначала выполнять задания на черновике, потом я клала линейку, и Володя более-менее приучался видеть строку, но что делать с грамотностью, я не знала. Он вообще не понимал грамматику. Билась я с ним долго, но в конце концов исправляла ошибки в черновике, потом он переписывал набело. Нам ставили отличные отметки. Я как-то его спросила: «Почему у тебя даже четверок нет, только пятерки?» На что он мне ответил уверенным тоном: «Папа 9 тысяч платит учительнице каждый месяц за дополнительные занятия. Что она мне может еще поставить?» В очередной раз, наделав море ошибок, спросил в упор: «А что бы ты поставила мне?» Я спокойно ответила: «Единицу». Он взвился: «Дура! Твое дело горшки мыть, а не указывать мне, как правильно писать». Однажды я решила не исправлять ошибки, интересно, что поставят за домашнюю работу. Володя, как всегда, принес пятерку.Проработала я там всего 10 дней, хотя контакт с Володей стал постепенно налаживаться. Мальчишка-то, по сути, был неплохой, ему понравились моя откровенность и прямота. Я все так же стояла на воротах и иногда даже ловила мячи. Но Вова уже не падал и не закатывал истерик. Я ему постепенно внушала, что проигрывать не позорно, плохо не осознавать свои ошибки, не учиться на них. Через 10 дней у меня был выходной. Я собрала свои вещи. Хозяйка спросила меня: «А куда с вещами-то?» Я ответила: «Да вот постирать надо». Сама же решила, что ни за какие деньги я здесь не останусь. Терпеть «тыкания» от мальчишки, хамство мажордома, отношение хозяйки, считавшей всех, кто у нее работает, людьми низшего сорта, было просто невмоготу. Татьяна БАДАНОВА, учитель русского языка и литературы, д. Хмельники, Родниковский район, Ивановская область
Комментарии