В представлении многих родителей дошкольный возраст – это период беззаботного детства, когда взрослые могут наслаждаться свободой самовыражения ребенка, его непосредственностью и эмоциональными реакциями на окружающий мир. Однако не стоит забывать, что дошкольный период представляет собой сложный этап развития, когда ребенок вступает в новые социальные отношения, в том числе со взрослыми – не только дома, но и в детском саду. Настроить ребенка на социальную коммуникацию, предложить интересную именно ему модель личностного и творческого развития – ключевые задачи дошкольного периода. Так каким же оно должно быть, современное дошкольное образование?
Дошкольников, как известно, нельзя заинтересовать продолжительной монотонной деятельностью, авторитарными учебными технологиями, поучениями и назиданиями. Сегодня ребята 4‑6 лет особенно склонны выбирать себе занятия по вкусу, озвучивать потребности и желания. Поэтому очень важно, чтобы взрослый (воспитатель) был готов выстраивать с ними партнерские отношения, умел различать их индивидуальные интересы, подбирая для каждого свой стимул в развитии познавательных потребностей. Именно с этой целью в нашей образовательной организации были созданы и постоянно обновляются центры развития.Центры развития – что это такое? Прежде всего это организованное образовательное пространство, в котором дошкольники сами могут выбирать способы и виды познавательной и творческой деятельности. Например, в ходе занятия обратиться в центр конструирования, чтобы смоделировать ракету, составить инструкцию по ее изготовлению и представить свой проект на импровизированной экспозиции. Или выбрать для себя роль в детском спектакле, выучить текст, проработать образ с режиссером и выступить в совместной постановке. Ценность таких центров заключается не только в возможности подбора видов деятельности, но и в последовательном воплощении собственного проекта.Идею создания центров развития в дошкольных группах мы реализовали в комплексном проекте дошкольных ресурсных центров: этнографических, экологических, художественно-литературных, спортивно-оздоровительных. Учреждение таких центров стало также откликом на пожелания родителей, заинтересованных в выборе образовательного маршрута и культурного контекста, в котором будет развиваться их ребенок. Это не означает, что культуру здорового образа жизни мы формируем в одном центре (здании), а в другом занимаемся чтением книг и постановкой спектаклей. Но это означает, что все желающие семьи могут принять участие в проектах по формированию экологического сознания в том центре развития, где для этого созданы максимально комфортные и качественные условия. Таким образом, каждый центр развития формируется с учетом ресурсных возможностей комплекса и интересов родителей, а реализуется за счет ресурсов дополнительного образования и программ культурно-досуговых мероприятий.Говоря о дополнительном образовании, важно отметить, что оно рассматривается нами как возможность решения двух важных образовательных задач – индивидуализации образовательных маршрутов дошкольников и психолого-педагогической помощи детям с неблагополучием в развитии. Так, например, в нашей образовательной организации действуют дополнительные объединения (студии шахмат, фотоискусства, занимательной математики, английского языка), которые позволяют развивать ярко выраженные математические или гуманитарные способности ребенка. Одновременно действуют дополнительные объединения (театральная, художественная студии, студии песочной графики, пластилинографики), позволяющие создавать психологически комфортные условия социализации для детей с эмоциональным неблагополучием (фобиями, заиканием, неврозами, тревожностью).
Важнейшим принципом развития системы дошкольного образования мы считаем вариативность образовательных услуг. Его реализация – непростая, но благодарная педагогическая задача, позволяющая сохранять и успешно развивать заложенный самой природой вектор личностного развития ребенка.
Анна ПОПОВА, методист по дошкольному образованию школы №224
Комментарии