Стаж Андрея СЕМИГУЛИНА в должности руководителя брянской школы №11 имени П.М.Камозина чуть более трех лет. Но и за это весьма непродолжительное время он успел многое изменить в лучшую сторону в образовательном учреждении.
Про таких, как Семигулин, говорят: «Где родился, там и пригодился». Родом Андрей Николаевич из Стародубского района Брянской области. Его мать Надежда Ефимовна по профессии медицинский работник, заведующая Гарцевской амбулаторией. Отец Николай Григорьевич в свое время работал учителем истории. Сын пошел по его стопам. Окончив Гарцевскую среднюю школу, поступил на исторический факультет Брянского государственного университета имени И.Г.Петровского. Из студенческих лет больше всего запомнилась археологическая практика, во время которой так интересно было познавать историю разных мест.
После окончания вуза в 2009‑м Андрей Николаевич вернулся в свою родную школу учителем истории. Он вел свой любимый предмет во всех классах. Это был полезный опыт для молодого учителя, хотя приходилось много и основательно готовиться к урокам. Отец к тому времени уже окончил свою педагогическую карьеру и ушел работать в другую сферу.
Особых трудностей у молодого учителя в родной школе не возникало. О дисциплине в классе вопрос никогда не стоял. В школе было мало учеников, она считалась малокомплектной. Андрей Николаевич признается, что ему в первый год работы нужно было заставить себя переформатироваться, то есть вжиться в новую роль, ведь он учил детей своих односельчан. Как считал молодой специалист, необходимо было не только давать ученикам отличные знания, но и подавать во всем пример. В селе каждый шаг учителя на виду. Какое-то время было непривычно постоянно ощущать к себе повышенное внимание. Но постепенно он привык, в новом статусе стало комфортно и легко. Когда через три года руководитель школы ушел на заслуженный отдых, его преемником стал Андрей Семигулин. Он также продолжал преподавать школьникам историю.
И все бы хорошо, но в родном селе, к сожалению, молодых семей больше не становилось, численность детей неумолимо сокращалась. Гарцевскую среднюю школу, увы, оптимизировали и присоединили к соседней школе поселка Меленск. Местных учеников теперь ждала учеба на колесах, их начали доставлять в Меленск на автобусе. За годы своей работы с детьми Андрей Николаевич сильно привязался к ним. Но ничего не поделаешь, пришлось переехать в Брянск. Опытного педагога и руководителя взяли на работу в школу №2 заместителем директора и учителем истории и обществознания. Попутно ему поступило предложение раз в неделю преподавать эти же предметы в школе №35. Сюда он и перешел работать 1 сентября 2019 года. В 35‑й школе по просьбе старшеклассников Андрей Николаевич углубленно занимался с ними обществознанием, готовил к ЕГЭ. Сразу нашел общий язык и с детьми, и с коллегами, и с родителями.
Но уже в следующем году перспективному молодому педагогу предложили возглавить школу №11 имени дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя Павла Михайловича Камозина. При первом знакомстве с этим огромным образовательным учреждением Семигулину даже стало немного тревожно, будущий руководитель переживал, справится, сработается ли с коллективом. Но, когда его представили учителям, в общении сразу ощутил исходящую от них поддержку. Так с первых минут установилось такое нужное для дальнейшей работы взаимопонимание.
С чего начал директор? Оценив состояние здания, руководитель взялся за дело. С легкой руки Семигулина вскоре появились новое крыльцо и козырек над ним, была полностью заменена входная группа дверей, отремонтированы 16 санузлов, обновилась спортплощадка. Правда, бюджетные средства были выделены только на новое крыльцо, а все остальное уже сделали благодаря помощи спонсоров и меценатов. Конечно, новоиспеченному директору непросто было их привлечь. Но справились.
Сегодня учебное заведение пытается попасть в региональную программу «Кровля», и если все получится, то в этом году станет возможным заменить крышу. За счет участия 11‑й школы в областной программе «Инициативное бюджетирование» на условиях софинансирования благоустроена и территория перед школой: установлены красивые скамейки, открыта парковая зона. А не так давно в рамках антитеррористической программы у входа в учебное заведение установлена калитка с кнопкой. При звонке камера показывает, кто пришел, включается микрофон, и можно поинтересоваться у визитера, с какой целью он пожаловал.
В 11‑й большое внимание уделяется дополнительному образованию. Так, любимым детьми футболом занимаются как мальчики, так и девочки. Действует и пользуется популярностью фитнес-клуб «Спарта». Ученики и учителя посещают его бесплатно. Школьники с большим желанием занимаются единоборствами, шахматами, посещают два танцклуба, участвуют в различных конкурсах, успешно поют и танцуют в ансамблях. Также на базе школы создан Центр технического образования. Два раза в месяц педагоги школы совместно с преподавателями БГТУ углубленно занимаются с учениками 8‑11‑х классов математикой, физикой и информатикой. Занятия стали большим подспорьем при поступлении в технические вузы.
А с первого сентября школьников и педагогов ждут новшества: будут открыты психолого-педагогические классы. Для этого в десятом классе появятся две параллели: социально-экономическая и гуманитарная. Также школа перейдет на новое направление ФГОС. Радикальных же изменений в рамках программы пока не предвидится.
В школе №11 стабильно профессиональный коллектив. Здесь работают мастера своего дела, которые дают знания не хуже коллег из лицеев и гимназий. Долгое время школа тесно работает в связке с Брянским госуниверситетом имени И.Г.Петровского. Когда студенты подходят к директору с просьбами о продлении практики, он обязательно спрашивает, понравилось ли им, планируют ли связать свою дальнейшую жизнь с педагогикой. В прошлом году из трех студенток одна осталась работать в школе.
– Когда принимаешь в коллектив нового учителя, то в первую очередь смотришь, готов ли он работать, заинтересован ли остаться надолго, – говорит Андрей Семигулин. – Наши старшие наставники сразу же стараются помочь молодым специалистам, подсказывают, на что стоит обратить внимание, что изменить. Когда они приходят на урок к молодому специалисту-педагогу, это нельзя назвать контролем, это скорее желание посмотреть на проведенное занятие, взять для себя что-то новое, чему-то поучиться. Всех, кто работает в школе, я бесконечно люблю, будь то старый опытный педагог либо молодой специалист, который только начинает свой жизненный путь. Все они составляют мой родной коллектив.
Помимо директорства в прошлом году Андрей Николаевич вел историю в одном из десятых классов и обществознание в трех седьмых классах. В новом учебном году он будет преподавать в одиннадцатых классах историю и в восьмых обществознание. Кстати, 1 сентября в школу придут четыре первых класса по 30 человек, всего же здесь 1200 учеников. Несмотря на то что помещение учебного заведения большое, в нем все равно не хватает классных комнат. Но директор делает все возможное, чтобы дети учились в одну смену. Его вклад в развитие школы весом и заметен. Труд Андрея Николаевича был отмечен грамотами Министерства просвещения РФ, Департамента образования и науки Брянской области и другими наградами. Как директор и учитель он имеет первую квалификационную категорию.
На вопрос, есть ли у руководителя рецепт, как педагогу избежать эмоционального выгорания, Андрей Николаевич ответил, что для себя он понял одно: это большой плюс, когда работаешь в детском коллективе, который заряжает энергией. По его мнению, если учитель не получает положительного заряда от коллектива, от детей, то ему следует задуматься: а ту ли он выбрал профессию?
– Успешная школа – это прежде всего сильный учитель, который и сердцем, и душой служит детям и своему делу, – подчеркивает директор. – А еще в сегодняшнее непростое время никому нельзя забывать истину: всегда важно оставаться человеком. Не нужно, чтобы тебя боялись из-за того, что ты учитель и можешь поставить двойку или что ты директор и можешь что-то сделать. На мой взгляд, важнее всегда проявлять человечность, умение понять людей, вникнуть в их проблемы, помочь их решению. Ведь школа – это не только организация, дающая образование, в нее обращаются и с другого рода проблемами. Отфутболивать людей со словами «извините, но вы не по адресу» бесчеловечно. Мы находимся в небольшом микрорайоне, где есть много пожилых людей, которые просят помочь по хозяйственным вопросам. По мере возможности и ученики, и учителя откликаются на такие просьбы. Педагогический коллектив школы составляет 90 человек. Вместе мы сила.
– Мое главное увлечение – школа, – признается Андрей Николаевич. – Поставил перед собой цель – укрепить ее материально-техническую базу – и упорно занимаюсь этим. Задача руководителя не только управлять коллективом и образовательным процессом, но и быть настоящим хозяйственником.
Ольга ПРИВАЛЕНКО, Брянск, фото автора
Комментарии