search
main
0

Выборы и учебный процесс: получится ли их развести?

Минпросвещения России и Центральная избирательная комиссия заключили соглашение о взаимодействии. По словам министра Сергея Кравцова, документ позволит выстроить работу так, чтобы избирательный и образовательный процессы были полностью разведены. Как напомнила глава ЦИК Элла Памфилова, почти 50 тысяч избирательных участков располагаются на территории образовательных учреждений, поэтому регионы очень волнует эта тема. В соглашении предусмотрены различные варианты взаимодействия, которые учитывают возможность голосования в течение нескольких дней. Документ предусматривает взаимный обмен информацией, информирование участников образовательного процесса о предстоящем голосовании, выработку совместных с Роспотребнадзором решений, обеспечивающих безопасность граждан. «Сам по себе образовательный процесс будет реализован в полном объеме. В этой связи мы совместно с Рособрнадзором доведем до регионов всю необходимую информацию и проконтролируем, чтобы образовательные программы не пострадали. Локальные коррективы расписания не повлияют на полноту знаний, получаемых школьниками», – добавил Сергей Кравцов.

Мешают ли выборы учебному процессу в школе и поможет ли соглашение изменить ситуацию? Свое мнение высказывают наши эксперты и читатели.

Галина ГОРЕЛИКОВА, председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательного собрания Республики Карелия:

– Действительно, соглашение направлено на разведение образовательного процесса и избирательной кампании. В прошлом году появилось положение о трехдневном голосовании. Чтобы не было никаких накладок, важно соблюсти все нормы и цели, как образовательные, так и избирательные. Создают ли выборы угрозу учебному процессу? Я так не считаю. Во-первых, для школы это всегда плюс. Прежде чем в образовательной организации появится участковая избирательная комиссия (УИК), у школы уточняют дефициты, которые необходимо восполнить, чтобы привести помещения в порядок. После голосования в школе остаются, например, средства наблюдения, они потом могут использоваться в образовательном процессе. Останутся здесь и рециркуляторы воздуха – это тоже неплохое подспорье. Во-вторых, выборы – это и часть гражданского, патриотического воспитания. При этом образовательный процесс для школьников будет сохранен в полном объеме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. Так что в происходящем не вижу никаких минусов, больше плюсов.

Ренат ЧЕБУТАЕВ, директор Алгашинской средней школы, Шумерлинский район, Чувашия:

– В моей школе избирательного участка нет, но считаю, что это соглашение своевременно. Раньше выборы проходили в один день – воскресенье. Сейчас три дня. Как вести себя администрации школы, непонятно, и каждый руководитель сам принимает решение. Необходим документ, где были бы прописаны шаги школы в период функционирования на ее базе участковой избирательной комиссии.

Маргарита ИГОЛКИНА, учитель математики, Воронеж:

– Я думала, что у нас уже есть какие-то специальные соглашения между Центризбиркомом и Минпросвещения, которые дают право муниципалитетам проводить выборы в помещениях школ. Надеюсь, заключение нового соглашения пойдет на пользу школам, хотя в это не очень верится. Если раньше выборы проводились в течение одного дня и это требовало мобилизации усилий всех – и администрация школы, и педагоги круглые сутки работали, то теперь голосование предлагают растянуть на три дня. Обещают при этом, что учебный процесс не пострадает. Но это очень спорно, потому что все в конечном итоге будет зависеть от учителя, от того, насколько профессионально он потом сумеет наверстать программу с ребятами. И конечно, работа на выборах – это дополнительная нагрузка на педагога и цейтнот в школе, который теперь будет длиться несколько дней. Ничего хорошего я от этого не жду.

Елена МИХАЙЛОВА, учитель, Великий Новгород:

– Школа в принципе не место для решения проблем взрослых. К тому же в условиях угрозы пандемии массовое скопление людей даже при соблюдении правил безопасности вызывает опасения. Я считаю, в нынешних условиях давно назрела идея интернет-голосования. В Эстонии, например, уже более 10 лет назад было принято решение о возможности голосования через Интернет как на выборах органов местного самоуправления, так и на парламентских выборах. Идея прошла проверку временем и была признана успешной.

Иван МЕНЬШИКОВ, финалист конкурса «Учитель года России»-2020, учитель математики гимназии №166 Санкт-Петербурга:

– Только очень далекие от реальной работы в школе люди могут заявлять, что трехдневное голосование особых сложностей для школ не создает, притом что больше половины избирательных участков находятся в образовательных организациях. К сожалению, тот факт, что обе стороны ограничились пресс-релизом и не опубликовали текст самого соглашения, показывает, что никаких реальных мер по защите прав учителей и учеников во время выборов принято не будет. Решение вопросов «в рабочем порядке» обычно подразумевает, что вся ответственность будет спущена на уровень школы, и директору придется выбирать: пожертвовать уроками или процедурой голосования. Увы, Министерство просвещения в очередной раз демонстрирует, что его волнуют формальные показатели, а не реальный учебный процесс.

Дарья ПРЯДУХИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, учитель математики лицея №23 Калининграда:

– Я думаю, что в связи с участием учителей в работе избирательных комиссий выборы могут отчасти мешать образовательному процессу. Если соглашение полностью разведет образовательный и избирательный процессы, это, безусловно, поможет.

Роман ШУПЛИК, учитель географии, Санкт-Петербург:

– Я много лет работаю в избирательных комиссиях. Даже при однодневном голосовании учеба страдает. Подготовка бюллетеней и ведомостей – трудоемкий и длительный процесс. На него уходит вся суббота. Уроки приходится отменять (во многих школах по субботам есть занятия), а учителям штамповать и подписывать бюллетени, ставить ширмы, проверять камеры, работать со списками избирателей. Страдает и понедельник. В воскресенье комиссии часто сидят до глубокой ночи. Администрации школ, пытаясь сохра­нить кадры, дают возможность педагогам утром поспать и отменяют первые уроки. В целом за день выборов учитель устает так, что ресурса на адекватное ведение уроков в понедельник не остается. Важно помнить, что до дней голосования еще предусмотрены дежурства на избирательных участках, где также заняты педагоги школ. Кроме того, УИКи часто возглавляют заместители директора по учебно-воспитательной работе. На время подготовки к выборам и неделю после их функционал увеличивается в разы, что неизбежно влияет на качество основной работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте