К вопросу об эссе по обществознанию
Сочинение – эссе по обществознанию относится к заключительному, 29‑му, заданию контрольно-измерительных материалов. Это задание является одним из самых сложных, так как вместе с правильным понятием проблемы необходимо привести практическую и теоретическую аргументацию, что и вызывает безусловный страх как у выпускников, так и у их родителей. Проблема кроется, на наш взгляд, в слабом умении выражать мысль у подрастающего поколения и отсутствии личного социального опыта, который требуется приводить в подтверждение заявленной аргументации проблемы.
Благодаря рекомендациям, изложенным в этой статье, написание эссе по обществознанию будет не таким сложным, как кажется.
Для начала стоит понять, что эссе – это научное мини-исследование, а не классическое сочинение, которое пишут школьники при подготовке к экзамену по русскому языку или литературе. Здесь совершенно иные структура и алгоритм написания.
Рассмотрим ключевые позиции.
Отсутствие необходимого числа слов в сочинении. Примерный объем должен быть страница-две.
Отсутствие перечня оценок за грамотность, однако стоит понимать, что эксперт, проверяющий работу, прежде всего человек, поэтому почерк должен быть разборчивым.
Всего на экзамене будет предложено несколько сочинений на выбор.
Философия:
«Чем больше развивается общество, тем больше оно само начинает выделять яд, который заставляет его вырабатывать антитела».
Б.Вербер.
Социальная психология:
«Стратификация действительно социальное расслоение общества».
Павел Семенович Гуревич.
Политика:
«Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников».
Лоренс Питера.
Экономика:
«Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, из остальных факторов мало что удастся сделать».
Ли Якокка.
Право:
«Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».
И.Кант.
Выбрав конкретное эссе для написания, следует сформулировать тезис, который вы будете доказывать. Однако следует понимать, что делать перефраз слов автора не следует.
Для аргументации заявленной точки зрения можно использовать знания из истории, правда, если вы точно уверены и знаете, когда и где совершился данный факт. Возможно также использование знаний из кинематографа, норм права и литературы. Ключевым моментом аргументации является приведение примера из личного социального опыта. Если его нет, то можно смухлевать и придумать его, но важно, чтобы он точно был заявлен в сочинении.
Ниже приведен критерий оценивания 29‑го типа заданий.
Рассмотрим примерный вариант написания эссе.
Прогресс
«У всякой эпохи есть свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества».
Генрих Гейне
Выбранное мной высказывание затрагивает проблему человеческого прогресса в разные времена. С самого начала человечество непрерывно развивалось, и шаг за шагом оно переходило от одного уровня развития к другому, в результате чего и появлялись великие научные достижения. Человечество и сегодня не стоит на месте, именно поэтому обращение к данной теме актуально.
Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне говорил: «У всякой эпохи есть свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества». Другими словами, автор убежден, что прогресс человечества имеет ступенчатый характер и каждая эпоха занимается решением своих определенных вопросов. Я согласен с мнением автора и также считаю, что развитие общества происходит поступательно.
Приведем теоретическое обоснование проблемы. Прогресс – это направление развития общества от низшего к высшему. Несомненно, этот процесс не может проходить мгновенно, так как нельзя перескакивать сразу через несколько ступеней развития. То, что кажется примитивным сейчас, еще несколько столетий назад считалось очень большим достижением. Так, например, изобретение парового двигателя позволило человечеству значительно улучшить мощности производства в свое время, а потом и вовсе перейти на новый уровень технологий – электричество. Однако важно понимать противоречивость прогресса, связанную с гуманностью изобретений. Одно и то же изобретение может нести и благо, и вред.
Приведем практическое обоснование проблемы. Так, родоплеменные отношения у первобытных людей были необходимой ступенью для развития, постепенно они трансформировались и приобретали более сложное устройство. И теперь, спустя тысячелетия, мы имеем довольно развитое демократическое общество. Эти же правила работают и для жизни человека. В детстве для меня задачей было научится читать и писать, а теперь же задача – сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
Таким образом, можно сделать вывод, что для перехода к следующему этапу необходим предыдущий.
Мария ПАВЛОВА, кандидат исторических наук
Комментарии