search
main
0

Выбор за нами

Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие.
Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.

Лев Выготский

 

Вчитываюсь в эти строки, написанные в XX столетии, и понимаю, какая сила и мощь заложена в них, какое глубокое понимание сути и задач образования, педагогики в целом.

Принцип гуманизации образования – это основа стратегии развития образования в России.

1 сентября 2016 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.

Не могу сказать, что переход к инклюзивному образованию давался административной и педагогической команде школы легко, отмечу только, что ФГОС НОО ОВЗ вводился постепенно: в 2016‑2017 учебном году только для первых классов, в 2017‑2018 учебном году действие ФГОС распространяется на вторые классы, и в 2018‑2019-м – на третьи. Таким образом, в 2019‑2020 учебном году вся линейка начальной школы была в зоне действия нового ФГОС. К 2022 году мы во­шли в режим стабильного функционирования, реализовав «дорожную карту» освоения ФГОС.

Отмечу, что на этапах внедрение стандарта трудности вызывало не освоение механизма включения учащихся с ОВЗ в классы школы, а скорее некое непонимание со стороны родителей нормотипичных обучающихся необходимости обучаться в одном классе с детьми ОВЗ. Одна из главных задач инклюзивного образования – социализация обучающихся с ОВЗ в образовательной среде школы, ближайшего социума. Эта форма обучения выполняет огромную воспитательную функцию и помимо коррекции развития, инклюзия – это равные шансы для всех категорий учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Нашим коллективом за это время проделана большая разъяснительная работа по формированию толерантности среди учащихся и родителей. А созданные службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) обучающихся и психолого-педагогический консилиум школы (ППК) позволили выстроить алгоритм взаимодействия между всеми участниками образования.

На сегодня в школе обучается 4591 учащийся, из них 49 детей с ограниченными возможностями здоровья. 1% учащихся – это дети с разными особенностями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Специальные условия обучения созданы для каждого обучающегося с ОВЗ, выбраны оптимальные средства реализации инклюзивного образования: построены индивидуальные образовательные маршруты и траектории обучения, подобраны адаптированные программы, включены в работу технологии коррекционного обучения.

Главным для нас остается принцип гуманизации образования в отношении всех обучающихся. Я считаю, что подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. На мой взгляд, мы не только учим и развиваем детей с ОВЗ, но и учимся у них преодолению трудностей разного плана: физических, интеллектуальных, моральных. Учимся силе духа, оптимизму, доброте и открытости.

Обеспечивая равные права, коллектив школы сделал информацию по инклюзивному образованию максимально доступной и открытой для родителей, общественности, не только наполнив информационное пространство официального сайта школы нормативно-правовой базой, адаптированными программами инклюзивного образования, но и целостно осветив структуру и алгоритм взаимодействия на разных уровнях: школа, район, город.

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Этим простым истинам мы учим своих детей, а выбор, конечно, есть, он остается за вами.

Мария БРЕЕВА, старший воспитатель школы №1538

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте