Необходимо учить ребенка осознанно выбирать свою профессиональную траекторию, важно сформировать у него этот опыт еще в школе.
Роберт Уразов
Рано или поздно перед подростком и его родителями встает важный вопрос: куда пойти учиться после школы? Какую профессию выбрать, чтобы стать успешным и востребованным специалистом? Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание «востребованный специалист», но сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую по-разному складывающаяся судьба человека: активная, творческая, радостная деятельность или пассивное и равнодушное делание. Мы, взрослые, точно знаем, что профессиональная самореализация – это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Именно поэтому важно помочь ребенку сделать правильный выбор, потому что он повлияет на все сферы его будущей жизни.
Москва – большая образовательная площадка. Сегодня в городе созданы все условия для профессионального самоопределения каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшей школой. Для разностороннего развития действуют различные профориентационные проекты, с 2015 года в школах реализуются предпрофессиональные классы (совместно с ведущими вузами, предприятиями). Выбор огромен: инженерные классы, педагогические, академические, медиа- и другие. В процессе изучения программ, разработанных совместно с вузами-партнерами, учащиеся знакомятся с выбранными профессиями, получают представление о высших учебных заведениях, в которые хотят поступать.
В проекте «Билет в будущее» принимают участие школьники 6‑11‑х классов. Это такие профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующими их компетенциями, выполняют задания из реальной профессиональной деятельности.
Благодаря московскому детскому чемпионату KidSkills и «Абилимпиксу» существует возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое место на рынке труда. Участвуя в движении, ребята получают возможность не только быть частью российского и мирового движения WorldSkills, но и сделать первые шаги к формированию и выбору профессиональной карьеры и траектории.
Еще один полезный для наших учеников и воспитанников проект – «Кружки от чемпионов», в котором победители и призеры чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills и «Абилимпикс» на площадках столичных колледжей делятся практическими навыками и умениями со школьниками.
В школе-интернате №30 имени К.А.Микаэльяна сформирована позитивная среда для профессионального самоопределения воспитанников. Мы готовим наших будущих выпускников к осознанному выбору профессии, а для этого им необходимо знать и объективно оценивать свои личностные особенности.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий – неотъемлемое условие их всестороннего и полноценного развития. Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в ее реализации задействованы ряд специалистов школы-интерната – воспитатели, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, сурдопедагог, дефектолог, их деятельность направлена на достижение общей цели. Основная составляющая социализации детей с особыми образовательными потребностями – обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости и, соответственно, необходимость получения ими конкурентоспособных профессий с возможностью последующего трудоустройства.
Система работы по ранней профориентации формирует у наших воспитанников эмоционально положительное отношение к труду и профессиональному миру и предоставляет возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности: тематических неделях «Фестиваль профессий», «Профессия мечты», играх-путешествиях по станциям.
Профессиональное самоопределение в начальной школе представлено в экскурсиях, встречах с людьми различных профессий, конкурсах, защите проектов. На сегодняшний день мы используем множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждой из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную.
Ученики 5‑11‑х классов нашей школы принимают участие в индивидуальных профессиональных консультациях «Выбирая профессию – выбираешь стиль жизни!». В рамках консультаций ребята проделывают большую внутреннюю работу: анализируют свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности), осознают потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессии, оценивают возможности коррекции этих несоответствий.
Наши ребята посещают центр занятости «Моя карьера»: принимают участие в серии мероприятий по планированию карьеры и мотивации, узнают о программах по профессиональному росту, самоопределению и трудоустройству людей с особыми образовательными потребностями.
Очень помогает и востребован среди учащихся навигатор профессионального самоопределения: прогулки по музеям онлайн, карьерные онлайн-встречи, профессиональные стажировки онлайн. Интернет-приложение на портале spo.mosmetod.ru предлагает пройти профориентационные экспресс-тесты, окунуться в развивающую атмосферу soft skills, узнать все о профессиях будущего (future skills), выбрать профессиональную траекторию, сформировать портфель личных маршрутов, получить полезные и дополнительные компетенции.
Также наша школа участвует совместно с колледжем индустрии гостеприимства и менеджмента №23 в городском проекте «Профессиональное обучение без границ». Этот проект позволяет получить квалификацию по направлению подготовки «Консультант в области развития цифровой грамотности населения» (цифровой куратор). Курс активно посещают ребята из 9‑х и 10‑х классов, в будущем они получат свидетельство о рабочей профессии. Это уникальная возможность для школьников попробовать себя в разных профессиях и отраслях, найти свое и осознанно подойти к выбору профильной программы в старшей школе и вузе, помощь в профессиональном обучении и социализации ребятам с ограниченными возможностями здоровья.
Наши учащиеся – активные участники Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», которая в нашей школе действует с начала 2021 года и стремительно развивается. На сегодняшний день в нашей образовательной организации проходят следующие мероприятия (в рамках направления «Личностное развитие»): участие в саммите «Будущее цивилизаций-21», (первый саммит с доступной средой для детей с нарушением слуха), в проекте «Классные встречи», в конкурсе регионального отделения РДШ «Лидер Будущего». Планируем участие во Всероссийском грантовом конкурсе «Добро не уходит на каникулы».
DeafSkills – первый национальный чемпионат для людей с нарушениями слуха. Одним из участников этого грандиозного мероприятия стал наш ученик 11‑го класса, который принял участие в компетенции «Мультимедийная журналистика».
На сегодняшний день наши учащиеся готовятся к участию в московском этапе VII Московского чемпионата «Абилимпикс» по следующим компетенциям: «Веб-дизайн», «Разработчик виртуальной и дополненной реальности», «Малярное дело», «Облицовка плиткой», «Студийный фотограф» и др. Конкретные задания позволяют ребятам показать свое мастерство, а работодателям – оценить их навыки. Каждая задача отражает один из аспектов будущей профессии конкурсанта. Более того, если в разработке конкурсной программы участвует работодатель, в нее могут войти те навыки, которые актуальны именно для его компании. Это огромный опыт, который дает сам проект, потому что во время подготовки к нему каждый участник оттачивает свои знания, умения. Это возможность показать себя, свои силы и возможности.
Профессиональная ориентация – процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям. Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Цели и задачи профориентационной работы в нашей школе заключаются в помощи учащимся с нарушением слуха правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Елена ПЕРЕБЯКИНА, заместитель директора специальной (коррекционной) школы-интерната №30 имени К.А.Микаэльяна
Комментарии