search
main
0

Выбор, который я должен оправдать

​Не могу сказать, что в детстве я хотел стать учителем. Однако мне всегда нравилась история, а затем и новый предмет, который появился в классе шестом, – москвоведение.

После окончания школы я собирался поступать в Московский пищевой университет. Однако все-таки подал документы на исторический факультет Московского городского педагогического университета. История мне была интересна сама по себе, я получал огромное удовольствие от обучения у таких профессионалов, как И.Данилевский, И.Андреев, но особого желания применить свои знания в деле обучения и воспитания подрастающего поколения у меня не наблюдалось. Ситуация изменилась на втором курсе университета. В школе, которую я окончил, неожиданно уволился учитель истории, меня позвали преподавать в 6-х классах. Сразу после окончания занятий в университете я летел к своим ученикам, занимался с ними до поздней ночи, но тем не менее хватало времени и сил не запускать свою учебу и окончить университет с отличием. Дальше работа учителя затянула. После окончания университета я уже работал на полную ставку, взял классное руководство, участвовал в конкурсах и мероприятиях, учился в аспирантуре МГПУ, дважды был удостоен гранта Москвы, принимал участие в конкурсе «Учитель года» в Северном округе. Первый административный опыт я получил, согласившись возглавить в школе экспериментальную площадку «Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования». За три года мне удалось собрать неплохую команду, заявить о себе и обозначить проблемы развития детского движения в образовательных учреждениях, провести несколько районных и окружных выездов обучающихся на базе ДООЦ «Команда». Это был интересный опыт, но о настоящей административной работе завуча или методиста я даже не думал. Мне нравилось работать с детьми – учить их истории и обществознанию, помогать им реализовать себя, готовить мероприятия, развивать взаимодействие детских организаций в районе и округе. Постепенно стало очевидно, что такая работа требует большого административного ресурса и поддержки. Стала меняться и система образования – началась разработка новых федеральных образовательных стандартов, новой системы оплаты труда, новых учебных планов, образовательным организациям дали больше свободы, уменьшилось количество начальников и проверяющих. Чтобы не отстать от всех этих процессов, я решил для себя, что необходимо восполнить дефицит компетенций. Свой выбор я остановил на магистерской программе Высшей школы экономики «Менеджмент в образовании». Руководителем программы был Алексей Каспржак, она поломала многие мои представления об управлении школой. Обучение было построено по принципу авторских модулей – И.Фрумина, И.Абанкиной, К.Ушакова, С.Филоновича, Е.Рачевского. Руководитель школы, узнав, что я пошел учиться администраторской работе, не стал чинить мне преграды, а предложил стать завучем и курировать начальную ступень образования для практического закрепления менеджерских качеств. В то время образовательное учреждение погрузилось в проблемы перехода на ФГОС, освоения нового оборудования, методик обучения, разработки программ и перехода на новую систему оплаты труда. Со всеми проблемами удалось справиться. Однако полномочий завуча не хватало для определения стратегии развития школы, ведь это прерогатива директора, но мне очень хотелось помочь родной школе выйти из ситуации затянувшегося кризиса, увеличить набор учащихся, расширить круг предоставляемых услуг. В это время стартовала программа Департамента образования «Кадровый резерв», которую курировал Московский центр качества образования. В ходе долгого, почти годового, конкурсного отбора, который включал несколько этапов, состоявших из тестирований, собеседований и деловых игр, я был зачислен в кадровый резерв. Я продолжал работать в своей школе, там начинался новый интересный этап создания большого образовательного комплекса, однако в декабре 2013 года меня как резервиста призвали к участию в конкурсе на замещение вакантной должности директора школы №444. На подготовку отвели три дня. Со школой до этого момента я был не знаком и даже ничего о ней не слышал. Информации было очень мало. В ходе знакомства стало понятно, что школа традиционная физико-математическая, успешная (35-е место в рейтинге, высокие результаты ЕГЭ). Я долго думал, чем же ей можно помочь и в чем же кроются проблемы. Составил программу, с ней я и отправился в Департамент образования. Нельзя сказать, что план моих действий и программа были хорошо проработаны и отличались глубиной, но тем не менее совет по рассмотрению кандидатов на должность руководителя образовательного учреждения Департамента образования утвердил мою кандидатуру в числе претендентов на должность директора. После моего выступления был всего один вопрос, его задал депутат Мосгордумы Олег Бочаров: «Читал ли произведение Михаила Булгакова «Театральный роман»?». Я честно ответил, что знаком со многими произведениями Булкагова, но этого не читал. Конечно, в дальнейшем я ознакомился с этим романом, произведение оказалось очень актуальным для ситуации, которая сложилась в школе. Дальше меня ожидали выборы членами управляющего совета образовательного учреждения. До заседания управляющего совета была предоставлена неделя, поэтому получить дополнительную информацию и как-то подправить свою программу или внести коррективы возможности не было. Ситуацию не изменило даже знакомство с начальником Восточного окружного управления образования Татьяной Банчуковой. Департамент образования представил членам управляющего совета школы №444 трех кандидатов, из которых двое, в том числе и я, были «варягами», то есть не имели чести работать и быть знакомыми  с работой образовательного учреждения. Ситуация в педагогическом коллективе была очень сложная – никак не могли определиться с кандидатами от школы, долгие споры и согласования накалили обстановку, а школа без малого год жила без руководителя. Во время проведения выборов в школе была организована аудиотрансляция выступлений кандидатов в актовый зал. Собралось очень много людей, были все, кому не безразлична судьба школы, – учителя, родители, ученики, выпускники. На заседании управляющего совета я представлял свою программу вторым, ответил на большое количество каверзных вопросов и ожидал результатов голосования. В итоге большинством голосов моя кандидатура была поддержана, в конце декабря 2013 года я был назначен директором школы №444. В первое время, конечно, я был растерян, хотя и приняли меня хорошо, но незнакомая школа, незнакомый учебный округ, неделя до Нового года. Новогодние каникулы и праздники я провел в восполнении пробелов своих знаний о школе, ознакомился с документами, обошел школу, познакомился поближе с управленческой командой, прочитал «Театральный роман» М.Булгакова. Ну а дальше – инвентаризация дел и анализ ситуации. Мне стало понятно, что школе необходимы перемены, осмысление своего места в современной системе московского образования, формирование своего ответа на вызовы времени и общества. После долгих консультаций, встреч, бесед была сформирована модель дальнейшего развития образовательного учреждения. Не отказываясь от того огромного позитивного опыта, который накоплен в школе, того имени и бренда, который сформировался за шестидесятилетнюю историю, мы планируем и уже делаем первые шаги к формированию современного общегородского многопрофильного математического центра. Для этого был впервые увеличен набор обучающихся, для создания дошкольной ступени образования начата реорганизация путем присоединения детского сада общеразвивающего вида №2280, оформлен переход на пятидневную учебную неделю. Кроме того, началось введение предпрофильной подготовки в 8-9-х классах, а также профилизация на старшей ступени, индивидуализация учебных планов, введение ФГОС ООО в 5-х классах, поданы заявки на  участие в конкурсах по развитию IT-образования и «Школа новых технологий», укрепляется материально-техническая база, активизированы контакты с ведущими высшими учебными заведениями страны, такими как МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЯУ МИФИ, МФТИ, НИУ ВШЭ. Так что я убежден, что школа, сохраняя свои традиции, несомненно, будет двигаться вперед и развиваться. Павел СЕВЕРИНЕЦ, директор школы №444

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте