Как человек, близкий к технике и реализующий программу информатизации конкретного образовательного учреждения, могу сказать, что лично для меня не проблема, каким программным обеспечением или оперативной системой пользоваться – Windows или Linux. Но вот что касается других педагогов, тут ситуация совсем иная. Поэтому необходимо отметить несколько очень важных моментов, которые касаются как одного, так и другого направления развития информатизации в плане использования свободного или проприетарного софта.
Будем откровенны: закупку лицензионного Windows (не говоря уже о пакете дополнительных программ, работающих под ним) осилит далеко не каждая школа. Особенно при условии медленного, но постоянно растущего количества техники. У нас в школе на 1030 учеников приходится 55 единиц ПК, и пока мы еще можем обеспечивать обслуживание, ремонт, модернизацию и закупку обучающего и демонстрационного программного обеспечения.
Но если попытаться покупать самостоятельно операционку и служебное ПО, даже при таком количестве компьютеров финансово мы не сможем их обеспечить. Любой директор подтвердит: деньги на закупку и модернизацию техники берутся в том числе и из тех средств, что отложены на ремонт зданий или для других нужд школы. А каких вложений все это требует – тоже не секрет. Поэтому выбор между крышей и компьютером здравомыслящий сделает, известно, в какую сторону. То есть в финансовом плане, конечно, Linux вне конкуренции.
С другой стороны, в последние годы были истрачены огромные средства на обеспечение школ техникой, еще большие деньги были затрачены и продолжают тратиться на обучение педагогов и администрации работе с Windows и ему подвластными программами. Уверенно за компьютером чувствуют себя процентов 20 педагогов, не больше. Из них лишь 5 процентов способны разобраться с новым софтом самостоятельно. Все остальные проучены и могут работать на компьютере только в знакомой обстановке, поэтому любое изменение интерфейса, даже перемещение ярлыков и папок, а также вдруг возникающие откуда-то окна приводят педагога в замешательство и ведут к «потере ориентации» в программе.
Простой пример: на двух машинах в школе мы установили MS Office 2007. В результате люди просто перестали ими пользоваться, поскольку стандартные ситуации, решаемые самостоятельно в предыдущей версии того же Word’a, оказались для них неразрешимыми без помощи опытного помощника. Та же история повторилась с новыми сканерами и их специальным ПО, а также попыткой установить OpenOffice.
Но здесь еще оставалась возможность перескочить на другой компьютер и продолжить работу в своем режиме. Лишь полгода спустя человек 10 стали осваиваться и пытаться самостоятельно искать нужное им решение.
А теперь представим последствия от повальной смены не только одного текстового редактора, а всего начиная с операционной системы.
Справиться и остаться в рабочем режиме смогут, наверное, только заместители по ИТ и учителя информатики, да и то не везде (говорю так, потому что знаю ситуацию по нашему городу).
Учителя информатики долгое время работают по учебникам, разработанным под Windows. Одномоментно перейти на новые пособия
(а таких практически нет) и новые программные продукты, которые надо не только освоить самим, но и научить детей и успеть консультировать коллег, смогут далеко не многие.
Компьютеры из учебного процесса выпадут надолго (хорошо, если учителя информатики смогут использовать их в своих целях), а из административного документооборота – еще больше.
Предметники, которые только начинают активно включаться в процесс преподавания биологии, математики или химии с использованием ИКТ, повернутся на 180 градусов и шагнут назад, пока их не переучат и пока они не станут чувствовать себя уверенно с новыми программами (на это уйдет года 2-3).
А теперь еще вспомним о компьютерах, стоящих у педагогов дома. Кто из учителей самостоятельно возьмется сменить Windows на Linux? Думаю, несостыковка операционных систем и программ на домашних и школьных компьютерах вряд ли пойдет на пользу и не улучшит ситуацию в целом.
Конечно, можно говорить о курсах переподготовки и переучивания, но если вспомнить, сколько времени и средств было уже истрачено на обучение учителей, то чего уж тут рассуждать – однозначно, Windows!
Еще раз повторюсь: свободный выбор сейчас могут делать лишь те, кто может самостоятельно освоить любой программный продукт. Но таких людей среди педагогов, увы, не просто мало, а очень мало.
Татьяна СМИРНОВА, заместитель директора по информационным технологиям школы №2 «Спектр»,
учитель информатики, старший преподаватель НГПУ, Бердск, Новосибирская область
Комментарии