У каждого ребенка обязательно должно быть в жизни дело, которое у него хорошо получается, и место, где он будет счастлив. И эти вопросы может решить дополнительное образование. А насколько верным будет его выбор, зависит от нас, взрослых!
Еще Гете сказал: «Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим». И зачастую именно этим принципом руководствуются родители, выбирая дополнительное образование своим детям. Но насколько верен такой подход?Я постоянно встречаюсь и беседую с папами и мамами, бабушками и дедушками воспитанников Дворца творчества «Хорошево». Некоторые почему-то хотят, чтобы их ребенок обязательно стал олимпийским чемпионом или великим композитором. Но давайте откровенно: вундеркиндов рождается не так уж много. И прежде чем требовать с сына или дочки заоблачных рекордов, стоит задать себе вопрос: «А для чего это нужно? Что будет, если малыш не достигнет задуманных мной высот?» И если на первый вопрос многие отвечают, что это ликвидное вложение капитала в ребенка, то второй вопрос, как правило, даже не берут к рассмотрению. А зря! Ведь множество психологических проблем закладывается именно в детстве. И когда ребенок понимает, что по каким-то причинам не может оправдать надежды родителей, он и получает пакет комплексов, с которыми потом пытается разобраться всю оставшуюся жизнь.Так чем же руководствоваться взрослым при выборе занятия для развития малыша? Существует два подхода. Цели и задачи первого – корректировка поведения и характера. Например, драчунов рекомендовано отправлять в секцию восточных единоборств, где их научат дисциплине, а также смогут привить основы философии, необходимой для верной расстановки жизненных приоритетов. Во втором случае делается упор на развитие способностей ребенка, выбирая направление, в котором он может приумножить свои умения и навыки. Тех, у кого хорошо развита мелкая моторика, записывают в художественную студию или на занятия по моделированию, а детям с яркими вокальными данными прямая дорога в соответствующие творческие объединения. Главное, чтобы родители смогли осознать, где граница между их собственными нереализованными желаниями и потребностями ребенка.Также при выборе направления дополнительного образования стоит учитывать ряд психологических моментов. Например, темперамент детей: ведь согласитесь, для холерика сомнительным удовольствием станет кропотливое бисероплетение, а флегматику, скорее всего, будет непросто раскрыться в театральной студии. Равно как и определить доминирующую репрезентативную систему ребенка перед тем, как отправить его на занятия, тоже будет не лишним. Ведь аудиалам, как известно, занятия музыкой даются значительно легче, чем кинестетикам, которые традиционно сильнее в занятиях, связанных с тактильными ощущениями, например лепке или борьбе. Конечно, выявить психологические аспекты формирующейся личности непрофессионалу будет довольно затруднительно, так что при желании системно подойти к вопросу выбора направления допобразования будет нелишним обратиться к профессиональному психологу и разобраться в психоэмоциональном портрете именно вашего ребенка.Допустим, выбор сделан. Что же дальше? Как понять, что детское объединение, в которое попал ваш ребенок, ему действительно подходит? Во-первых, с ним нужно просто общаться, получать обратную связь и не только слушать, но и слышать, что ребенок вам говорит. Ведь, к сожалению, взрослые зачастую не воспринимают детское мнение всерьез, полагая, что они-то, мол, знают все гораздо лучше, хотя простая категория нравится/не нравится наверняка доступна пониманию каждого, независимо от возраста. Ну и, конечно, о многом расскажет детское поведение. Ведь если он почему-то не хочет идти на занятие, то это что-то да значит! Если ребенок внутренне протестует или испытывает очевидные трудности, то уговаривать его или удерживать абсолютно бессмысленно – он все равно уйдет, как бы ни хотелось родителям или педагогу его удержать. Или же покорится вашей воле, но это может вселить в малыша множество негативных чувств: от неуверенности до различных страхов, от неприязни к хобби до неприязни к родителям.Безусловно, вопрос выбора направления дополнительного образования не решить в газетной колонке. Это уже тема для целой диссертации. Но как минимум над этим стоит задуматься. И давайте договоримся, что ребенок – это пусть маленькая, но уже личность, к мнению которой окружающим его взрослым стоит относиться со всей возможной серьезностью.Олег МАШКОВ,педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»
Комментарии