search
main
0

Выбирать – значит выражать надежды

Даже в темные времена стоит обращаться к свету

2-3 марта 2022 года в Российской академии образования прошло ежегодное общее собрание, в рамках которого состоялись выборы в академики и члены-корреспонденты РАО. Помимо приема новых коллег в свои ряды, члены РАО обсудили важные для всей российской системы образования вопросы в период новых вызовов.

Так, президент РАО, академик Ольга Юрьевна Васильева, в своем вступительном слове подчеркнула значимость лонгитюдных исследований в современных науках об образовании, чтобы отслеживать тенденции развития в динамике: выводы по их итогам считаются более надежными и объективными. Также академик предложила для обсуждения темы совершенствования процедуры выборов в ближайшей перспективе с усилением роли отделений в процессе и «интервенции в интернет» для информирования как можно большего количества людей о том, какую реальную пользу приносят ученые.

Отметила важность лонгитюдных исследований и член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Татьяна Николаевна Тихомирова. Она подчеркнула, что только с их помощью можно отследить, как меняется уровень психологического благополучия учащихся и преподавателей в школах, организациях среднего профессионального образования и вузах. Татьяна Николаевна поделилась с «Учительской газетой» информацией о работе Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО. Специалисты Академии координируют работу психологических служб в российских университетах, предоставляя научно-методическую базу и проводя профессиональное консультирование сотрудников в вузах. Кроме того, в рамках деятельности ресурсного центра осуществляются мониторинговые исследования, а также предлагаются обучающие программы для повышения квалификации действующих психологов в системе высшего образования.

Эксперты РАО активно взаимодействуют с вузовскими психологами, передавая им эффективные профессиональные кейсы, наработанные методики для различных этапов телефонного консультирования, психологического воздействия. Помогают разобрать наиболее частые ошибки, которые допускают в работе специалисты экстренной психологической помощи. Основными направлениями психолого-методического консультирования ресурсного центра являются: дезадаптация, острые реакции на стресс, страхи, тревога и беспокойство, агрессия и аутоагрессия, а также эмоциональное выгорание специалистов, работающих на «горячей линии» психологической помощи студентам и преподавателям.

Интересным и ярким стало выступление Андрея Андреевича Золотова, вице-президента Российской академии художеств. Он рассказал о памятнике Николаю Васильевичу Гоголю в Риме, в парке Вилла Боргезе. В руке писатель, как вы видите на фото справа, держит маску, которая в точности дублирует… его собственное лицо! «Все можно исказить: человек на это способен», – подчеркнул академик. Андрей Андреевич также добавил, что каждому из нас в непростые времена нужно воспитывать «художественность души и образованность характера» – это поможет каждому сохранить в себе лучшее, истинно гуманистическое.

Заместитель президента РАО, академик РАН Геннадий Григорьевич Онищенко поддержал предложение Ольги Юрьевны об усилении роли отделений в процессе выборов академиков. В разговоре с «Учительской газетой» он также отдельно акцентировал внимание на школьном питании. «В современной, постсоветской истории бесплатное горячее питание для программ начального образования было введено два года назад. Я считаю, что все ученики должны получать бесплатное питание: это – залог не только здорового развития физиологии, но и гарантия качества образования. Даже грамотный и мотивированный ученик, который недоедает, не сможет полноценно применить полученные знания. Как только инициатива была внедрена, мы сделали ставку на отечественного производителя. Прежде всего, это белок (мясо), рыба, овощи и фрукты. Думаю, в ближайшем будущем, резких ухудшений ни в объемах, ни в качестве не будет. Основные группы – белки, жиры, углеводы, витамины, минералы – будут поступать в организм школьника в надлежащем количестве. Тем не менее, работы – непочатый край: модернизация торгово-промышленного комплекса, внедрение высоких технологий на крупных предприятиях больших городов. Большая задача стоит перед наукой: разработка питания для детей с особенностями развития – лечебного, гипоалергенного и так далее. Важно сохранять и развивать культуру питания – раздел общей культуры человека. Главный бич современных детей – ожирение, виной чему не только вредная еда, но и гиподинамия. Одно дело, когда мы кормили ребят в школе булочкой и чаем, а другое – составить полноценный рацион для них, с учетом особенностей возрастной физиологии. Для решение последней задачи необходимо долго и кропотливо трудиться».

Обсудили на общем собрании и юридические вопросы, например, создание АНО «Научно-образовательный центр РАО». Эта организация учреждается Академией для того, чтобы на базе РАО можно было открыть аспирантуру и диссертационные советы.

«Надо поднимать престиж педагогической науки заниматься подготовкой ученых непосредственно в Академии. Здесь же наши коллеги будут защищать кандидатские и докторские», – подчеркнула президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева.

Сотрудничество с представителями вузов и научно-исследовательских институтов ближнего и дальнего зарубежья – еще один вопрос, будоражащий сегодня умы. Общие настроения выразил в разговоре с «Учительской газетой» ректор МПГУ, доктор исторических наук, новоизбранный академик РАО Алексей Владимирович Лубков. Он высказался на тему международных контактов в сфере образования. «Мы открыты для продолжения сотрудничества, но те санкции, которые наши западные оппоненты выдвинули против Российской Федерации и наших студентов, которые уже обучаются в западноевропейских университетах, нарушающие деловое, профессиональное сотрудничество – это недопустимо. Надо понимать, что наука, культура, образование – те сферы, которые обеспечивают уважение к общечеловеческим ценностям. Несмотря на то, что наши западные партнеры на словах борются за эти ценности, их реальные шаги противоречат декларациям. Я не могу их поддержать: наш вуз интернационален, у нас много партнеров в разных частях света: в Центральной Азии, на Дальнем Востоке, в Латинской Америке, в Европе, и уже сегодня мы испытываем потребность в создании возможности для наших студентов, учащихся за рубежом, вернуться и получить на родине полноценное образование. Я думаю, сегодняшняя ситуация – во многом болезненная, позднее наши партнеры одумаются. Несмотря на сложности в отношениях, нам еще предстоит жить вместе, и надо понимать: образование, наука и культура – то, что нас всех объединяет, опора в трудную минуту».

Среди академиков прозвучала уверенность в позитивных тенденциях, например, увеличение числа родителей, поддерживающих выбор своих детей в пользу науки: их число с 2014 года по 2022 возросло с 28% до 78%, а это – один из показателей эффективности работы РАО. Также академики и членкоры отмечали всплеск интереса к науке со стороны бизнеса, повышение запроса на технико-технологическую трансформацию со стороны крупных банков.

Мероприятие завершилось долгожданным объявлением результатов голосования. По его итогам академиками РАО были избраны: ректор МПГУ, доктор исторических наук Алексей Владимирович Лубков и председатель Российского профессорского собрания, доктор юридических наук Владислав Валерьевич Гриб. В число новых членов-корреспондентов РАО вошли: директор института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор филологических наук Радиф Рифкатович Замалетдинов; главный редактор научно-теоретического журнала «Педагогика», доктор педагогических наук Руслан Сахитович Бозиев; профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ, доктор педагогических наук Павел Александрович Оржековский; заведующая кафедрой теории и методики обучения математике и информатике, доктор педагогических наук Людмила Леонидовна Босова, заместитель президента РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Виктор Стефанович Басюк.

«Наращивание технологической базы, передовые исследования и открытия во многих областях были бы невозможны без качественного образования. А его развитие, в свою очередь, должно опираться на науку, на нашу с Вами работу. Уверена, новые члены Академии, внесут значимый вклад в развитие всего спектра наук об образовании. Отделения Академии играют сегодня заметную роль в решении важнейшей задачи национальной безопасности России, способствуя развитию и сохранению единства ее научно-образовательного и культурного пространства», – резюмировала итоги дня президент РАО, академик Ольга Юрьевна Васильева.

Завершилось общее собрание неожиданным образом: скандалом вокруг Отделения психологии и возрастной физиологии. Часть академиков и членов-корреспондентов, которые в нем состоят, просто не пришли без объяснения причин. В итоге психологи не смогли представить своих кандидатов общему собранию. Как следствие – двое очень известных ученых, Юрий Иосифович Александров (индекс Хирша – 36) и Александр Николаевич Поддьяков (индекс Хирша – 17) не набрали достаточного количества голосов.

По словам президента РАО О.Ю. Васильевой, наука и ученые не должны страдать из-за политических амбиций отдельных академиков. Она подчеркнула, что судьба отделения психологии и возрастной физиологии будет решаться на ближайшем президиуме РАО, и предложила полностью переформатировать его работу.

Алена ЮРЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте