Каковы особенности, цели и задачи нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? На этот и другие вопросы отвечает ответственный редактор книги для учителей по новому курсу доктор исторических наук, член Общественной палаты РФ, академик РАН Валерий ТИШКОВ.
– Валерий Александрович, введение нового курса – это действительно назревшая общественная потребность?
– В российском обществе действительно есть потребность включить в систему школьного образования преподавание основ религиозной культуры. Это связано с возвращением религиозности в наше общество за последние 20 лет после долгого времени гонений и дискриминации Церкви и верующих граждан. Это вызвано также необходимостью пополнить арсенал духовно-нравственного воспитания за счет тех норм, установок, ценностей, которые содержатся в мировых вероучениях.
– Вы принимали активное участие в подготовке этого эксперимента. Как вы оцениваете его важность и необходимость? Насколько он нужен сегодняшней школе?
– Я принимал участие в обсуждении вопроса в Комиссии по толерантности и свободе совести Общественной палаты РФ как руководитель этой комиссии после обращения министра Андрея Фурсенко. Были выработаны некоторые рекомендации, как решать проблему преподавания основ религиозных культур в школе. Они были приняты Советом Общественной палаты и учтены министерством, которое и отвечает за эксперимент. Я же только принимал участие в подготовке книги для учителя «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент или покажет необходимость предмета, или поможет найти более оптимальные варианты в нашей сложной по составу населения стране.
– Какие задачи он ставит – познавательные, воспитательные?
– Основная задача – научить некоторым основам религиозных взглядов, традиций, обрядов, морально-нравственных установок, истории мировых религий и через это добавить в комплекс воспитательных предметов и мер дополнительный арсенал полезных и жизненно важных как знаний, так и представлений, прежде всего о добре и зле, грехе и покаянии, милосердии и сострадании, терпимости и взаимопомощи.
– А кто будет выбирать модули этого курса на местах? Не получится ли так, что в центральных областях России будут изучать только православие, а в республиках с преобладанием мусульманского населения – только ислам?
– Выбирать будут родители, ибо этот начальный курс предназначен для детей 4-х и 5-х классов. Конечно, например, в Калмыкии, Бурятии и Туве больше учеников выберут буддизм, чем в других регионах. Но однозначного выбора для всего населения того или иного региона все равно не будет. Ведь в тех же названных республиках среди верующей части населения есть последователи других религий, в частности православия, а некоторые неверующие родители могут предпочесть для своих детей изучение истории мировых религий или же основ светской этики.
Комментарии