Цель урока: Помочь детям задуматься над своим будущим, над смыслом жизни.
«Только один есть путь, одно средство жить без отвращения, а с радостью, это: не освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой, светить и гореть».Лев Толстой
Новые понятия: Цель жизни, бесцельно прожитые годы, самопожертвование, долгожитель.
Учитель: В прошлом году мы с вами уже познакомились с понятием «смысл жизни».
Постарайтесь соединить две половинки пословиц:
Должно получиться:
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Живи дольше, чтобы пользы было больше.
Живи не тужи: помрешь, не заплачешь.
Живи просто, проживешь до ста.
Живи тихо – не увидишь лиха.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Вот видите, сама жизнь ничего не значит, она не благо и не зло, если живешь ради самой жизни. Давайте обсудим, как вы цените свою жизнь.
Представьте себе, что вы попали на остров к злому волшебнику. Он держит вас взаперти, не кормит, пугает змеями и драконами. На просьбу отпустить волшебник предлагает: я вас отпущу, а не брошу на съедение чудовищам, если вы откажетесь от одного из своих достоинств. Решайте, от какого. И если откажетесь, то сохраните свою жизнь. Если вы откажетесь от доброты, значит, всю оставшуюся жизнь проживете злыми; если пожертвуете справедливостью, всю жизнь будете несправедливыми, если откажетесь от честности, навсегда останетесь лживыми, если откажетесь от вежливости, станете бестактными».
Время пошло. Через две минуты вы мне сообщите о своем решении.
– Наверное, легче всего отказаться от вежливости. Стать бестактным плохо, но с этим окружающие еще как-то смогут смириться, – рассуждал Саша.
Остальные ребята молчали, никак они не могли остаться без какой-то из этих важных для человека черт. Выход нашел Алеша: «Давайте придумаем добрый конец сказки, как это обычно бывает. Найдем способ укротить чудовищ и усыпить бдительность волшебника. Так мы останемся живыми и не лишимся ни одного из достоинств».
Помните, у Расула Гамзатова: «Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново…»
Конечно, человек боится смерти, и в этом нет ничего предосудительного. Жить долго – это зависит от самого человека. Быть осторожным, скажем, не переходить на красный свет, не плавать в незнакомом месте, отказаться от пива, не курить, не простужаться и т.д.
Жизнь, как и смерть, бывает достойной и красивой или позорной, пустой. Назовите имена людей, которые прожили честную жизнь и умерли ради других. Ребята называют героев-земляков: Алексея Севостьянова, Николая Афанасьева, погибших во время Великой Отечественной войны.
Все, кого вы назвали, пожертвовали своей жизнью ради других – это называется самопожертвованием. Человек сам решает свою судьбу, и несмотря на то что жизнь – самое прекрасное, что есть на свете, эти люди готовы были отдать ее на благо других.
Послушайте рассказ Василия Сухомлинского «Сердце советского солдата».
«Солдат Сергей Иванов храбро воевал против фашистов. Наши войска освободили родную землю и продолжали бить врагов на их территории. Сергей Иванов занял позицию у подъезда большого дома и обстреливал из автомата улицу, на которой засели фашисты. На противоположном конце улицы была позиция вражеского пулеметчика.
Вдруг видит Сергей: из полуразрушенного дома выбегает женщина с ребенком на руках. Вблизи нее разорвалась мина, и женщина упала. Она лежала неподвижно среди улицы, а на груди у нее плакал ребенок.
Советский солдат вспомнил в это время своего маленького сына, который погиб вместе с матерью в Смоленске от вражеской бомбы. Сердце его сжалось от боли. Он пополз через улицу к убитой женщине. Над ним свистели пули. Вот уже недалеко. И вот солдат на месте трагедии. Сергей взял младенца в левую руку. Держа в правой автомат, он короткими перебежками приближается к своей позиции. И вдруг слышит вой мины и ложится на мостовую, прикрыв ребенка. Прогремел взрыв, острая боль пронзила тело солдата. Изнемогая от боли, он, собрав последние силы, пополз к подъезду дома. Из него вышли однополчане Сергея.
– Возьмите ребенка, – успел проговорить он и умер.
Ребята пришли к выводу, что этот солдат совершил самопожертвование. Он спас ребенка ценой своей жизни.
Затем я предлагаю детям подумать над высказыванием Джека Лондона:
«Истинное назначение человека – жить, а не существовать!»
А на дом даю задание: написать сочинение «Жизнь ничего не дарует без «тяжких трудов и волнений». Это слова Горация.
Светлана ЗВЕРЕВА, учитель граждановедения, Лихославль, Тверская область
Комментарии