В главном корпусе МПГУ прошел конкурс проектных работ московских школьников – «Школа XXI века глазами молодого поколения», в котором участвовали 24 школы, представившие 29 проектов. Большое внимание в своих проектах ребята уделили роли и образу ученика и учителя в школе будущего. Вот как написали об этом призеры в номинации «Лучшая презентация проекта Школы будущего» ученики 10-го класса НОУ «Самсон» Анастасия Дубровина, Юлия Ризных и Артем Никодимов: «Каковы бы ни были технические новинки, как бы ни умнели машины, природу человека они переделать не в состоянии. Человека нужно учить, в него невозможно загрузить некую сумму знаний, как в компьютер. Но самое главное, его нужно воспитать.
Воспитание – это обучение ученика жизни и правилам поведения в обществе. Это происходит как-то незаметно: в общении с другими, в выборе стиля одежды, при просмотре фильмов и чтении книг, в танцах на дискотеках и в классе во время уроков. Ведущая роль в процессе воспитания по-прежнему останется за учителем»; «В школе будущего обучающая техника не заменит живого контакта с учителем. Никакой самый совершенный робот не сможет откликнуться на переживания ученика, порадоваться вместе с ним успехам или огорчиться из-за неудачи. Какими бы современными ни были технологии обучения, связующее звено между ними и учеником – учитель, без него они останутся всего лишь грудой железа, только накопителем информации, не способным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть человеком, личностью».
А призеры в номинации «Искорки творчества в создании проекта Школы будущего» ученики 9-го класса гимназии №201 им. Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских написали эссе, в которых рассказали о своем видении учеников и учителей в Школе будущего. «Мне кажется, что в будущем наступит эра роботов. Если процесс передачи информации будет полностью отдан на откуп машинам, то у учителей останется больше времени, чтобы помогать ученикам в процессе познания. Поддерживать, направлять, ориентировать. То есть, основной задачей учителя будет создание человеческого тепла, которое не может обеспечить ни один, даже самый высокотехничный, компьютер. Учитель станет мудрым другом, авторитетным взрослым, к которому можно обратиться за советом. Главным для учителя станет не обучение, а воспитание. Учителей будут очень уважать и ценить в обществе, эта профессия станет одной из самых престижных!» (Артур Богачев).
«Школа создана для того, чтобы дать подрастающему поколению знание в самом широком смысле этого слова. И эта задача, думаю, со временем не изменится. Зато изменится все остальное! Ученики станут более целеустремленными, решительными, ответственными и уверенными в себе. В школе будущего обязательно будет психологическая служба. Различные тренинги, индивидуальные консультации, помещения для отдыха и релаксации. Это поможет ученику быть более продуктивным и, как бы это высокопарно ни прозвучало, счастливым» (Виталий Антипов).
Евгения Волкова предложила, чтобы в Школе будущего свой досуг ученики организовывали самостоятельно, сами создавали кружки и общества по интересам. «Конечно, учителя могут помогать делом или советом, но основная ответственность ложится на ученика-организатора. Такое положение вещей позволит ученикам расслабиться, проявить свои творческие способности и просто еще теснее общаться друг с другом. И это будет действительно интересная и живая система отдыха и развлечений! И вот тогда ученикам не захочется убегать из школы сразу после звонка с последнего урока».
Интересную и актуальную тему предложили ученики педагогического 11-го класса школы №659 Зара Бахтян и Маргарита Гребенюк – «Шефство и тьюторство: общность, различия, проблемы». Ребята не только изучили историю вопроса в интернете, различных книгах и фильмах, но и провели обширную практическую работу – проинтервьюировали своих одноклассников, подшефных учеников, работников школы. Зара и Маргарита продемонстрировали 30-минутный «Фильм-дневник» проекта, разработали сравнительную таблицу шефства и тьюторства.
Победители конкурса – учащиеся 8-го класса школы с углубленным изучением английского языка №1279 Анна Гребенкина, Евгений Аникин и Диана Коневская представили проектную работу «Что хотят видеть в школе будущего учащиеся разных возрастных категорий». Ребята планируют осуществлять ее поэтапно в течение трех лет. В этом году было решено провести социологическое исследование учащихся школы разных возрастных категорий: начальной, основной и средней школы. Ребята выяснили, какой видят учащиеся Школу будущего и ее учителей. При этом в начальной школе они попросили учащихся сделать рисунки, в основной – провели анкетирование и опросы, а в средней – попросили написать эссе.
Конкурс «Школа XXI века глазами молодого поколения», несомненно, важен и актуален сегодня, когда проблема создания Школы будущего становится для педагогического сообщества одной из самых приоритетных.
Комментарии