search
main
0

Выбери себе судьбу. Если б у меня был этот веер..

Обратимся к истории. Слово «суд» известно в древнерусском языке с XI века. Об этом свидетельствует «Историко-этимологический словарь современного русского языка». Значение слова было таково – «суд», «тяжба», «постановление» (суда), «закон», «устав», «наказание», «смерть». Также в значении суд, судилище, приговор, правосудие выступало и слово СУДЬБА. Оно тоже известно в древнерусском языке с XI века. Тогда же появляется новое значение слова «судьба» – предопределение. В этом качестве впервые оно упоминается в «Изборнике 1073 года».

В Толковом словаре живого великорусского языка В.Даля мы найдем еще несколько подтверждений тому, что слова «суд» и «судьба» имели общее значение. Так, в Архангельской губернии суд, судебное разбирательство и судебную расправу именовали словом «судбище» с ударением на первом или втором слоге. Не случайно говорили: «Пусть нас судьба разберет, пойдем в волость!», «Что судьба скажет, хоть правосуд, хоть кривосуд, а так и быть», «Они на судьбу пошли». Лишь потом слово «судьба» стало толковаться как участь, жребий, доля, рок, счастье, предопределение.

В 1897 году великий русский философ Владимир Соловьев в статье «Судьба Пушкина» заметил: «Судьба не есть произвол человека, но она не может управлять человеческую жизнью без участия собственной воли человека, а при данном состоянии воли этого человека то, что с ним произошло, должно было произойти и есть самое лучшее из того, что вообще могло бы с ним произойти, т.е. кажется возможным».

Таким образом, мы приходим к выводу, что судьба, с одной стороны, предопределенность, а с другой стороны, многое, что происходит с человеком, зависит от его собственного поведения и поступков. Поэтому очень важно уже со школьной скамьи воспитывать в людях ответственность за свои деяния, давать им возможность анализировать различного рода ситуации, в которых необходимо сделать тот или иной выбор.

Выбор – это всегда сложно. Вспомним буриданова осла, который умер с голоду, потому что его свободная воля не могла остановиться ни на одной из двух равных охапок сена, находящихся на одинаковом расстоянии от животного. Вот к чему приводит отсутствие свободы воли. Осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков, поведения в различных жизненных ситуациях, свою личную ответственность за принятое решение помогают литературные произведения, в которых затрагиваются те или иные проблемные ситуации.

На один из уроков литературы в восьмом классе я предложил учащимся восьмого класса фрагмент нового драматического произведения Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) «Инь и ян». Эта пьеса была написана специально для режиссера Российского академического молодежного театра Алексея Бородина. Она представляет собой театральный эксперимент, когда один и тот же сюжет изложен в двух версиях (белой и черной), весьма похожих друг на друга, хотя отличающихся двумя мирами, в которых происходит действие – реальном и фантастическом. Книга издана также необычно: с одной стороны – белая версия, с другой – черная.

Пьеса своей формой напоминает детектив, где, как и в других произведениях нашего современного блистательного писателя, расследование ведет чиновник особых поручений при московском генерал-губернаторе Эраст Петрович Фандорин, великий сыщик. Действие произведения происходит в 1882 году в подмосковной усадьбе покойного Сигизмунда Борецкого, оставившего согласно завещанию все свое движимое и недвижимое имущество племяннице Инге Станиславовне. А вот племяннику Яну Каземировичу он завещал японский бумажный веер.

В белой версии пьесы преступником перед нами предстает Ян Борецкий. Он идет на убийство отца, англичанина врача Диксона, лакея Аркаши ради того, чтобы наследство не ушло от него. Ведь, оказывается, веер стоил огромных денег, так как многие люди верили в его магические свойства. Верил в них и Сигизмунд Борецкий. Ян оказался тонким, расчетливым преступником, не останавливающимся ни перед чем. В конце пьесы ему удается ускользнуть от Фандорина, хотя есть надежда, что его все-таки арестуют. Ведь сыщик дал приказ полиции задерживать всех, кто попытается покинуть усадьбу и отправиться на станцию.

В черной версии преступницей становится (по воле, естественно, автора) Инга. Она убивает тех же самых конкурентов в обладании волшебным веером. Но здесь он наделен магическими свойствами. В финале этой версии Инга сама наказывает себя за злодеяния. Перепутав по ошибке стороны веера, вместо того чтобы принести себе благо, она зарабатывает паралич.

В этой пьесе нам интересна легенда, окружающая веер. Об этом героям рассказывает Фандорин.

«Ян», поясняет великий сыщик, обозначает солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и… позитивное… «все добро происходит от мужчин, а все зло от женщин». «А вот это (переворачивает веер черной стороной) – иероглиф «инь». Он обозначает луну, а вместе с нею женщину, то есть, по мнению китайцев, начало печальное и разрушительное». (Борис Акунин «Инь и ян». Москва: «Захаров», 2006 – Черная версия, с.27-28. Белая версия, с.28).

– Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер так, Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Добром к внешнему миру, а Злом к себе. В первом случае твои желания исполнятся, и твое существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае – мир изменится к лучшему, но за счет того, что, станет хуже тебе. Легенда гласит, что когда веер попадал к человеку корыстному, тот достигал огромного богатства и славы, но в мире от этого происходили войны, эпидемии и стихийные бедствия. (Там же. Черная версия, с.28. Белая версия, с.27-28).

Прежде всего спросим у восьмиклассников, что такое, на их взгляд, выбор?

Дмитрий ЕГУРНОВ. «Я считаю, что выбор лежит в основе свободы и самостоятельности человека. Именно в выборе отражаются все его положительные и отрицательные качества. Вся наша жизнь – выбор: от банального «что одеть» до глобального «быть или не быть?». И любой банальный на первый взгляд выбор может повлиять на глобальный».

Александр ЕГУРНОВ. «Каждый выбор корректирует судьбу и сознание человека, приближая к одному, удаляя от другого, совмещая с третьим».

Кирилл ВОЛЧЕНКОВ. «Человек всегда выбирает то, что ему нужно. Но он не всегда рад своему выбору или пути, по которому он пошел».

Александр ЖДАНОВ. «Выбор – это путь, по которому человек пойдет в жизни. Путь, который человеку подсказывает сердце и душа».

Дмитрий ШМЕЛЕВ. «Для меня выбор – это дилемма и, возможно, риск, так как не всегда знаешь, что за дверью прячется. Это как несколько дверей. Ты не знаешь, что за каждой. Ты идешь и не знаешь, чем все закончится, а вернуться уже нельзя».

Артем ШАРУНЕНКО. «Выбор преследует нас всю жизнь. Человек всегда что-то выбирает. Всегда возникает вопрос: идти налево или направо, взять то или это и т.д. Это развилка на пути».

Попросим ребят высказать свое отношение к легенде о веере, которую они услышали, познакомившись с произведением Бориса Акунина.

Александр ЖДАНОВ. «Эта легенда верна, правда, люди использовали не веер, а самих себя. Если у человека сердце доброе – значит, он повернет к миру веер доброй стороной, если сердце злое – стороной злой».

Кирилл ВОЛЧЕНКОВ. «Я считаю эту легенду неправдивой, потому что судьбой человека никто и ничто не может управлять, а всем человечеством – подавно».

Александр ЕГУРНОВ. «По-моему, эта легенда имеет силу, но не волшебную, а моральную. Самовнушение сильней любой магии, и человек, настроившись на то, что мир станет лучше, получая нормальный набор неприятностей, воодушевляется делать добро, считая это магией. Легенда – полезная штука, ведь проблемы будут встречены как благодать, а не как кара, и дадут стимул к дальнейшему совершенствованию мира».

Дмитрий ЕГУРНОВ. «Веером можно считать отношение к окружающим. Если посвятить себя обществу и все делать на его благо, оно в конце концов улучшится, но сделавшего это ждут лишения и неудобства. Если же думать лишь о личной выгоде, забыв об окружающем мире и обществе, можно быстро нажить себе состояние, но обеднить мир и обделить общество».

Евгений ЕЛЕЦКИЙ. «Это тот случай, когда у человека есть выбор. Либо помочь этому миру, либо себе. Такой «веер» был у всех тех, кто начинал любые крупные войны, проводил революции и реформы, помогал людям или использовал их в своих целях. Это другое представление «веера», но суть одна и та же».

И теперь самый главный вопрос, ради которого мы и начинали весь этот разговор. Представим, что веер, о котором шла речь в пьесе «Инь и ян» Бориса Акунина, оказался в руках ребят. Попросим их сделать свой выбор.

Евгений ЕЛЕЦКИЙ. «В нашем жестоком мире слишком много зла, поэтому повернуть веер к миру темной стороной было бы самоубийством. Но и брать на себя несчастья других тоже равносильно самоубийству. Так как всем теперь приходится бороться за жизнь, я спрячу веер. Может, потомки разберутся».

Дмитрий ЕГУРНОВ. «Я бы повернул веер черной стороной к себе, потому что считаю, что мелкие неудачи одного человека – песчинки по сравнению с войнами, эпидемиями и бедствиями во всем мире. Тем более что ты жертвуешь на благие дела, поэтому вернется к тебе многократно».

Эмин АГАЕВ. «Я не хочу делать выбора. Наживаться на чужом горе – совесть «съест», пожертвовать собой ради мира – не в моем возрасте, только в старости. Лучше я сам улучшу мир и себя, самостоятельно, без всякой мистики. Человек сам должен делать что-то лучшее, став цивилизованнее и разумнее и умея все рассчитывать».

Александр ЕГУРНОВ. «Предпочитаю лично с магией не экспериментировать и думаю, что веер не стал бы исключением. Хотя к тому моменту, как он попадет ко мне, вероятно, найдутся предыдущие его владельцы. Я смогу судить по их судьбам. А если я не буду знать о магии веера, что тоже вероятно, мне будут глубоко безразличны его свойства».

Кирилл ВОЛЧЕНКОВ. «Я вообще не стал бы пользоваться этим веером, распоряжаться чьими-то судьбами. Я не хочу причинить вред ни себе, ни окружающим людям».

Александр ЖДАНОВ. «Если бы веер оказался у меня, я бы повернул его черной стороной к себе, чтобы избавить наш мир от бед и страданий, хоть у меня и будут проблемы. Как сказал один военный, шедший в разведку, «жизнь одного бойца ничто по сравнению с победой».

Дмитрий ШМЕЛЕВ. «Не зная легенды, я бы поставил веер в рамочку как древний экспонат. А если бы узнал о его свойствах, то отдал бы его в монастырь в надежные руки, чтобы избежать хаоса в мире».

Артем ШАРУНЕНКО. «Мне бы, конечно, хотелось иметь такой веер у себя, но только весь белый, а белый и черный мне не нужен. Мне не хочется быть причиной хаоса в мире, но и делать себе зло тоже нет желания».

Вот так пьеса современного автора позволила нам поговорить со школьниками об одной из самых важных на сегодняшний день проблем – умении делать правильный выбор. Ведь именно от этого зависит будущее наших воспитанников, да и общества в целом. А закончить разговор можно, обратившись к строкам из стихотворения замечательной поэтессы второй волны русской эмиграции Ирины Бушман: «Да, тот, кто ищет, тот обрящет на выбор – радость иль покой».

Александр ИКОННИКОВ, учитель русского языка и литературы, Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте