search
main
0

«Вятичи» на марше. Нельзя быть иванами, не помнящими родства

«Лет десять назад нашу школу посетила делегация из США. Помню, как улыбчивые американцы выступали перед старшеклассниками, плясали, пели, а между делом навязывали свое мировоззрение, посмотрите, мол, какие мы простые, перенимайте наши ценности. Я внимательно смотрела на наших ребят и думала, что они ответят заморским гостям. К моей радости, парни и девушки не растерялись. «У России, – говорят, – тысячелетняя история, богатейшая культура и традиции». Я была горда за своих старшеклассников», – говорит Лидия ИВАНОВА, учитель истории, обществознания и английского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №23 города Калуги. Лидия Дмитриевна с первых минут нашего знакомства располагает к себе откровенностью и прямотой, которые у людей, честно сказать, сегодня встретишь нечасто.

Все начинается с детства

Лидия Иванова родом из Орла, среднюю школу окончила в Брянске. В 1975 году окончила Калужский государственный педагогический институт имени Циолковского. Молодую учительницу распределили в деревню Сугоново Ферзиковского района, где она отработала больше года. Когда уходила в декрет, сельчане просили ее: будем нянчить ребенка, только оставайтесь у нас.

– Но судьба сложилась так, что я переехала в Калугу, – рассказывает Лидия Дмитриевна. – Мне предложили место в детском саду. Но вскоре я поняла, что детский сад – это не мое. В 1977 году пришла в 23-ю школу.

С 1995 по 2003 год Лидия Иванова – внештатный лектор Института повышения квалификации работников образования Калужской области. Объездила все самые отдаленные уголки, выступала с лекциями не только по истории и обществоведению, но и по содержанию современного образования, созданию системы методической работы в школе, внедрению новых педагогических технологий. Опыт внеклассной работы Лидии Ивановой использует и на всероссийском уровне, она преподавала в классах коррекции, много времени уделяла и уделяет одаренным детям.

– В детстве у меня было две мечты – стать учителем или актрисой, – рассказывает Лидия Дмитриевна. – Сначала мне больше хотелось связать свою жизнь с театром, но когда повзрослела, то поняла, что учитель – профессия универсальная. И если у человека есть артистические данные, то они в школе обязательно пригодятся. Моя дипломная работа, между прочим, была связана с творчеством Станиславского. Я считаю себя счастливым человеком и нисколько не жалею о том, что стала педагогом, потому что учитель – профессия вечная.

У меня всегда была огромная любовь к литературе. Я считаю, что литература и история связаны неразрывно. Поступив на истфак, я какое-то время в глубине души сожалела, что не выбрала литературу. В свое время еще Карл Маркс сказал, что произведения Диккенса, Теккерея и других крупнейших писателей миру дали больше, чем все историки и философы, вместе взятые. Я считаю, что образованный человек должен знать и любить литературу. А основа в выборе моей профессии, не посчитайте за громкие слова, – это любовь к Родине. В свое время Чернышевский сказал, что можно не любить математику, не чувствовать влечения к языкам, но не любить историю может лишь человек, совершенно не развитый умственно. Я всегда говорю своим ученикам: да, вы должны хорошо знать математику, физику, информатику и другие предметы, но нельзя быть иванами, родства не помнящими. В истории – наше будущее.

У нас застоя не было

– Я знаю многих людей, которые в свое время преподавали историю. Меня коробило, когда большинство из них после так называемой перестройки отказывались с легкостью от того,что говорили раньше…

– Лично я ни от чего не отрекаюсь. Мне никогда не было стыдно за то, как я преподавала предмет. Главное, чтобы человек был убежден в том, что он говорит, не был равнодушным к тем или иным событиям. Я всегда убеждала детей, что должна быть альтернативная точка зрения. В истории много темных пятен, но я, естественно, опираюсь на классиков – Соловьева, Ключевского, Костомарова. Да, была официальная история КПСС, но была и другая история. Я считаю, что не надо никому навязывать свою точку зрения. Важно показать видение ученых и специалистов на тот или иной период истории, и пусть ученик выберет для себя самое важное. Между прочим, я всегда обращалась к историкам, которые состояли вне классовой позиции. Сейчас мы вспоминаем времена застоя. Поверьте, у нас в школе его никогда не было! Мои бывшие ученики вспоминают 70-е годы и говорят, что ни о каком застое не может быть и речи. Мы жили интересной и насыщенной жизнью. А вспомните 90-е! Это же период трагедий, черная дыра, когда страна стояла над пропастью, но это опять же наша история. Как из песни слова не выкинешь, так и из истории. Да, было всякое. Мы слишком много времени уделяли изучению партийных съездов. Безусловно, это был перебор. Но я помню, как изучали моральный кодекс строителя коммунизма, и что бы там ни говорили, школьникам прививалась нравственность. Тогда было легче. Помню, как пришел ко мне ответственный за трудовой сектор и говорит: «Лидия Дмитриевна, дайте нам краску». Через два дня видим – отремонтирована и художественно оформлена раздевалка. Вот реальная деятельность. Каждый ученик нес за что-то ответственность и серьезно относился к делу. Сейчас детей освободили от уборки класса, практически от всего. Мы их излишне оберегаем.

У Вечного огня

Из выпускников Ивановой более 50 человек связали свою жизнь с армейской службой. Многие окончили истфак Калужского государственного педагогического университета имени Циолковского и других вузов. Трое выпускников сегодня преподают на историческом факультете КГПУ. Мне в руки попалась вырезка из школьной газеты, отпечатанной несколько лет назад. Вот цитата из статьи, посвященной Лидии Ивановой: «Выпускники разных лет считают Лидию Дмитриевну своей второй мамой, отзывчивым другом и помощником. Ее уроки учили нас мыслить, отстаивать свои жизненные принципы, видеть прекрасное. Кто-то из выпускников заметил, что Лидия Дмитриевна – именно тот стержнь, вокруг которого крутится наша жизнь и после школы. Мы приходим к ней в гости с родными и друзьями, обращаемся с семейными проблемами и вопросами воспитания наших детей, которых теперь тоже учит Лидия Дмитриевна».

На протяжении последних лет ученики Лидии Ивановой показывают самые высокие результаты в городе по сдаче единого государственного экзамена, становятся победителями и призерами городских и областных олимпиад по истории, обществоведению, праву и краеведению. Так, ученица 9-го класса Маша Тулупеева стала обладательницей президентского гранта за победу в республиканской олимпиаде по праву. Старшеклассник Андрей Соколов получил диплом на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению за творческую работу «Семен Яновский – мореплаватель и общественный деятель» в номинации «Земляки». Кстати сказать, сегодня Андрей Соколов успешно учится на третьем курсе МГУ имени Ломоносова.

В 23-й школе по инициативе Лидии Ивановой создана детская организация «Вятичи». Учебное заведение – городская экспериментальная площадка по краеведению, автор творческой программы – Лидия Дмитриевна. Недавно школьники писали краеведческие работы, посвященные учителям, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны. В 23-й школе работал трудовиком Иван Михайлович Расходчиков. Он воевал на Зайцевой горе. Бывший завуч, учитель литературы Иван Федорович Марков связистом дошел до Берлина. Педагогический и боевой путь этих и других ветеранов отражен в краеведческих трудах учеников школы. Подрастающее поколение должно чтить память о прошлом и гордиться не только великими полководцами, но и своими земляками, пролившими кровь за светлое будущее России.

Калуга

Путешествие в страну знаний с Лидией Дмитриевной всегда увлекает

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте