Проблема закрепления молодых на Дальнем Востоке особенно остро встала в последние два десятилетия. Так случилось, что в 90-е годы прошлого века многие из вчерашних выпускников вузов, техникумов, профессионально-технических училищ не только не могли найти себе работу по специальности, но и вообще применения своим силам и способностям. Они покидали край, уезжая в другие регионы.
И тогда мы разработали комплекс мер, которые бы позволили молодым людям найти дело по душе, стать нужными своему региону. И в первую очередь начали с системы образования.Всем сегодня понятно, что только человек, получивший качественное образование, способен стать нужным обществу, реализовать свои возможности. А качество образования в первую очередь зависит от высококвалифицированных и знающих учителей, способных дать современные знания, умеющих использовать новые методы в образовании. В этой связи подчеркну, что в крае на модернизацию системы общего образования направлено 1,4 млрд рублей. Концентрация таких внушительных средств и идеология модернизации позволили улучшить инфраструктуру общего образования. Школы оснащаются современным учебным оборудованием. Мы выравниваем условия обучения в городах и поселках края.Только за последние три года 6 млрд рублей направлено на строительство и ремонт образовательных учреждений. Свыше миллиарда – на их оснащение современным оборудованием и обеспечение бесплатным трафиком. Компьютеризацию образования мы начинали в непростых экономических условиях. Но понимали, что инвестиции в человеческий капитал оправдаются сторицей. 10 лет назад на 1 компьютер в крае приходилось 220 учеников, а теперь – в среднем 17. Обеспечено подключение учреждений образования к высокоскоростному Интернету. Всем школьникам по желанию предоставлена возможность дистанционного обучения.Понятно, надо, чтобы и учитель соответствовал вызовам времени, мог использовать все эти современные методы. А для этого необходимо повышать престиж профессии педагога. Среди первоочередных была поставлена задача закрепления учителей в отдаленных районах.В этом смысле переломным стал прошлый год, когда мы начали повышать заработную плату педагогическим работникам школ. За два года нам удалось поднять им зарплату в два раза. Для этого дополнительно было выделено 3,2 млрд рублей. И сегодня средняя зарплата педагогов края не уступает уровню оплаты труда в экономике. Увеличена заработная плата всем работникам детских садов, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, детских домов и школ-интернатов, преподавателям и мастерам производственного обучения.Не секрет, что учительский корпус сегодня стареет. И поэтому очень важно, чтобы на работу приходили молодые специалисты. В крае принимаются конкретные меры по поддержке молодых педагогов. Это ежемесячная тридцатипятипроцентная надбавка к зарплате в первые три года работы, единовременная выплата четырех должностных окладов выпускникам учреждений профессионального образования, возмещение стоимости оплаты жилья педагогам, работающим в сельской местности, предоставление за счет средств краевого бюджета сберегательного капитала в размере 50 окладов специалистам, направленным на работу в отдаленные и труднодоступные районы края.Кроме того, предусмотрено предоставление образовательного кредита на условиях срочности и возвратности студентам, обучающимся на внебюджетной основе, предоставление жилья специалистам, направленным для работы в отдаленные и труднодоступные районы края, выделение средств на строительство или приобретение жилья выезжающим работать в сельские районы края и некоторые другие меры.Жизнь показала их эффективность. С 2009 по 2012 год по отрасли «Образование» заключено 55 договоров на сберегательный капитал и 12 договоров на образовательный кредит. Двенадцать специалистов, заключивших договоры в 2009 году, продолжают работать и сегодня, уже после исполнения договорных обязательств. Доля учителей общеобразовательных учреждений со стажем работы до 5 лет увеличилась с 11,1% в 2010 году до 12,9% в 2012 году.В нынешнем году запланирована выплата сберегательного капитала двадцати специалистам, отработавшим согласно договору не менее трех лет, более чем на 10 млн рублей. По итогам заседаний комиссий по трудоустройству в образовательные учреждения края направлено 305 молодых специалистов.Для обеспечения их жильем правительством края принято постановление «О предоставлении субсидий молодым учителям при строительстве (приобретении) жилья на условиях ипотеки». А Министерством образования и науки региона организована работа с банками по предоставлению кредитов молодым учителям с процентной ставкой не более 8,5 процента годовых.Большое внимание уделяется повышению профессионализма молодых. На базе Хабаровского краевого института развития образования создан Центр сопровождения молодых педагогов. Специалисты оказывают помощь молодым педагогам при аттестации, организуют стажировки у педагогов – победителей приоритетного национального проекта «Образование», педагогов-исследователей, на площадках передовых образовательных учреждений края. В крае создано сетевое сообщество «Содружество молодых педагогов», на котором размещаются и обновляются методические материалы. А в сетевом сообществе социальных педагогов «Социальный лифт» представлены работы победителей грантовых проектов и краевого конкурса.В результате самые отдаленные школы получили почти 100 специалистов. И хотя на эти цели край израсходовал более 7,5 млн рублей, такая мера позволила снять острый дефицит педагогических кадров. Кроме того, осознавая важность развития молодежного потенциала края, мы реализуем программы поддержки физической культуры и спорта, летней занятости и отдыха, массовых мероприятий для молодежи, молодежные жилищные программы. Мы хотим, чтобы любой молодой человек, и в первую очередь молодой педагог, мог реализовать свои потребности в быту, в современных способах общения, в культурном и физическом развитии, даже если он живет в очень далеком поселке или селе.И эти меры дают результаты. Я думаю, что не преувеличу, если скажу, что в регионе сложилась система образования, которая способна обеспечить потребности жителей от дошкольного до высшего профессионального образования. В школах края работают 9 тысяч учителей, чей профессионализм подтверждают высокие результаты наших ребят на конкурсах и олимпиадах и результаты ЕГЭ этого года. С начала проведения единого государственного экзамена в крае в 12 раз – с 4 до 47 – увеличилось количество 100-балльных результатов. Выросли средний тестовый балл и доля выпускников, получивших 80 и более баллов.Несмотря на растущую конкуренцию, наши ребята успешно выступают на всероссийских олимпиадах. Только в этом году отмечено 12 человек на олимпиадах по праву, истории, обществознанию, физической культуре, физике и другим предметам.Думаю, что это важный показатель конкурентоспособности и качества образования.Мы хорошо сегодня понимаем, что находимся только в начале большого пути. Нам еще многое предстоит сделать, чтобы молодые люди закреплялись на дальневосточной земле, чтобы, реализуя свои способности и потребности, они приумножали славу нашего края.
Комментарии