search
main
0

Вы видели «Звезды в пустыне»? Ощущая движение истории

​События и люди, которым посвящена музейная экспозиция в простой московской школе, недавно были строго засекречены. Несколько раз музей посещали иностранные «любители военной истории». Еще бы! Ведь за макетами и деталями сложнейшего оружия, фотографиями и личными предметами ветеранов – отсвет глобального противостояния, неразрешенного и сегодня.

Сразу после Великой Победы 1945 года, за которую мы безмерно благодарны старшему поколению, возникла острая необходимость защиты хрупкого мира. Уже в пятидесятые главной угрозой для нас стали межконтинентальные носители ядерного оружия США, а значит, появилась необходимость создания отечественной противоракетной обороны. С этой исторической задачей советские ученые справились к 4 марта 1961 года, когда над Балхашским полигоном впервые была уничтожена головная часть баллистической ракеты на траектории ее полета. Именно тогда было опровергнуто утверждение многих зарубежных и отечественных авторитетов о принципиальной невозможности поражения ракеты в космическом пространстве другой ракетой из-за их огромных относительных скоростей.Инициатор гонки вооружений, США, смогли повторить аналогичный эксперимент лишь 23 года спустя.Генеральным конструктором первого экспериментального комплекса противоракетной обороны «Система «А» был Герой Социалистического Труда Григорий Васильевич Кисунько.В память о Г.В.Кисунько и его единомышленниках в школе №1430 был открыт единственный в России военно-исторический музей истории создания противоракетной обороны «Звезды в пустыне».- Музей рассказывает о людях, которые совершили научно-технический подвиг, – считает лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор, генерал-майор Евгений Васильевич Гаврилин, – решив одну из сложнейших задач XX века – создание системы противоракетной обороны. И особо важно, что руководство школы, педагоги и ученики очень трогательно и бережно относятся и к музею и ветеранам полигона. Выдающийся генеральный конструктор по тематике ПРО Герой России Виктор Карлович Слока, посетив музей и побывав на встрече с учениками старших классов, сказал: «Я от встречи со школьниками и от посещения музея получил такой колоссальный заряд бодрости духа, которого мне хватит надолго». Вот так и мы, ветераны полигона, после каждой встречи с педагогами, учениками школы имени Г.В.Кисунько получаем не только заряд бодрости, мы молодеем душой!- Важность и востребованность этого школьного музея трудно переоценить, – поддерживает доктор исторических наук, профессор истфака МГУ имени М.В.Ломоносова Ирина Поздеева-Кисунько. – Экспозиция музея интересна любому – и специалисту и школьнику, знакомит и со сложнейшим делом, и с людьми, на своих плечах поднявшими строительство полигона и города, объединившими многие десятки предприятий, ученых коллективов, и в этом труде сотен тысяч людей не было мелочей, результат не допускал безответственности. А это также одна из важнейших идей, которая призвана воспитать профессионала, гражданина и человека.Музей школы, которая носит имя Г.В.Кисунько, всегда открыт и доступен… Музей проводит обширную, разнообразную и интересную работу. Музей стал и остается лицом и неотъемлемой частью жизни и работы школы…- В музее «Звезды в пустыне» я вспомнил своего деда Михаила Петровича Антропова, которого, к сожалению, уже нет в живых, – говорит Сергей Антропов. – Я слышал, что когда-то он служил на полигоне ПРО в казахской пустыне. Дед никогда об этом не говорил. И вот спустя много лет я понял причину его молчания. У меня просьба к руководству музея: помогите мне, пожалуйста, через ныне здравствующих ветеранов узнать, чем именно занимался мой дедушка на полигоне!- Ветераны полигона благодаря работе школьного музея, – отмечает Владимир Васильевич Шилин, – могут не только встречаться друг с другом, но и рассказывать молодому поколению о людях, которые создавали систему ПРО. Посещая музей истории создания ПРО «Звезды в пустыне», каждый раз испытываешь волнение и вместе с тем гордость за страну, за труд людей, который 4 марта 1961 года увенчался успехом.- Здесь отразились мои школьные мечты о переднем крае науки, получение знаний в академии, участие в решении сложнейших технических задач на полигоне и применение полученного опыта при испытаниях современных систем ПРО! – восклицает Олег Ломако. – Молодыми людьми мы ощущали плечом движение истории нашей страны, создавали государственность России, и сейчас крайне важно донести эти чувства до сегодняшних молодых людей, перед которыми стоит выбор жизненного пути! И наш музей помогает решить эту задачу.- Ученики моего класса давно мечтали побывать в музее «Звезды в пустыне», – делится классный руководитель 4-го «Б» класса Т.А.Травушкина. – Я объясняла им, что это музей для детей более старшего возраста. Но, видимо, макеты самолетов, которые они видели в окнах музея, манили их… Как только была подготовлена экскурсия для младших школьников, ребята моего класса посетили музей первыми. Им было очень интересно, и мы вернулись из музея в отличном настроении.- Григорий Васильевич Кисунько, генеральный конструктор систем ПРО, – мой дядя – оказал огромное влияние на мою судьбу, мировоззрение, жизненные ценности, – констатирует кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» Тамара Повещенко. – Вопрос выбора профессии для меня не стоял, я не мыслила себя без точных наук, физики и очень хотела участвовать в решении важных, интересных задач. С тех пор прошло много лет, моя деятельность связана с ядерной энергетикой. Многие вещи, о которых рассказывал мне дядя Гриша в детстве, стали доступны, и теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что «переквалификация» атома на мирные задачи стала возможной лишь потому, что в далекие пятидесятые прошлого века был создан мощный щит для нашей страны. Но у меня всегда было чувство неудовлетворенности тем, что для многих людей, особенно для молодежи, эти события, создание самой передовой на тот момент в мире системы ПРО, труд огромных коллективов, красивые научные идеи, оставались за кадром из-за секретности. Поэтому не могу передать чувства радости и благодарности людям – ветеранам полигона, коллективу школы, которые сумели в значительной мере восстановить утраченную связь времен, событий, определивших историю страны, вернуть основу для воспитания патриотизма и гордости за страну… Я уверена, что эстафета славных дел нашей страны не прервется во многом благодаря таким замечательным коллективам, как Совет ветеранов ПРО, и, конечно, педагогам школы!- Экскурсия была интересна одинаково и дошкольнику, и первокласснику, и взрослому, – анализирует мама Мария Кияма. – Прекрасно, что этот замечательный музей находится рядом с домом, всегда есть повод посетить его снова.- Одно из важнейших направлений музейного дела – воспитательная и просветительская миссии, что в полной мере можно отнести к музею «Звезды в пустыне», – убеждена заслуженный работник транспорта РФ, доцент кафедры «Инновационные технологии» Московского государственного университета путей сообщения кандидат технических наук Татьяна Левоновна Пашкова. – Расположение музея на 1-м этаже школы, в большом холле, – очень верное решение, так как любой посетитель, будь то школьник, педагог, родитель, гость школы, сразу окунается в атмосферу исторической направленности. А прекрасное оформление и достаточно богатый иллюстративный материал не оставляют равнодушным, увлекая в этот сложный мир выдающихся личностей новейшей истории нашей страны.Отрадно, что молодое поколение знакомится с жизнью и созидательной деятельностью выдающихся ученых, инженеров и конструкторов, офицеров-испытателей, военных строителей космического полигона, ибо именно эти специалисты, столько сделавшие для укрепления обороноспособности нашей Родины, всегда оставались в тени своих великих дел и открытий. Пусть сегодня молодежь знает их по музейным экспонатам, учится у них верности своему делу и любви к Отечеству…Анна ДАВИДОВИЧ, руководитель музея школы №1430

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте