Защитить золото гуннов от «черных копателей», распробовать знаменитую коломенскую пастилу, построить собственную башню Кремля, впасть в детство и залезть в шкаф – вот лишь небольшая толика того, что предлагали посетителям Международного фестиваля «Интермузей-2013». На крупнейший за свою пятнадцатилетнюю историю форум собрались более 240 музеев России и стран СНГ. Объединила их в этом году просветительская миссия: «Музей – образовательный ресурс общества».
У стороннего посетителя разбегались глаза – охватить сразу все выставочное многообразие, плотно расселенное на трех этажах ЦДХ, посетить семь дискуссионных площадок просто невозможно. И это помимо подведения итогов конкурсов «Интермузей-2013» и «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. О том, насколько нестандартные проекты в них участвуют, можно судить хотя бы по кураторской выставке победителей фонда Потанина двух прошлых лет. Вот настоящая музейная фабрика – с восстановленным производством вкуснейшей пастилы по дореволюционным рецептам, яблоневым садом, хозяйственным двором. Обо всем этом дает представление контора купца Чуприкова, чей облик попытался воссоздать Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей».Еще более шумно и весело было на антресольном этаже ЦДХ – на детской площадке фестиваля с ее мастер-классами и вернисажами. Один из самых ярких кусочков ее мозаики – интерактивная выставка «ПроЧтение». Тут ребятня складывала из больших кубиков и ромбиков Дом, который построил Джек. Рядом шкаф Гоголя, внутри – что-то напоминающее макет театральной декорации. Дернешь-потянешь за что-нибудь – выскакивают гоголевские страшилки. Из шкафов питерское бюро «АртТерра» вообще выстроило целый лабиринт, в который с визгом и удовольствием отправлялись дети любого возраста, чтобы таинственно возникнуть обратно, как из черного ящика фокусника.Побродив по этажу, нельзя было не заглянуть за забор интерактивной выставки «Явное становится тайным, или Загадки за забором», посвященной 100-летию Виктора Драгунского. Помните, что такое одна Гватемала и два Барбадоса, на которые Мишка, друг Дениса Кораблева, хотел поменять игрушечный самосвал? Марки, старые фотографии, письма, афиши литературных вечеров, издания на всевозможных языках и замечательные остроумные рисунки Вениамина Лосина, постоянного иллюстратора книг Виктора Драгунского можно было увидеть в дырочку дощатого забора. Материалы для выставки предоставили дети Драгунского – Денис, известный журналист и политолог, и Ксения, драматург.На рассказах Виктора Драгунского выросло несколько поколений. Но мало кто знает, что писать он начал лишь в зрелом возрасте, когда ему было далеко за сорок. А до этого перепробовал столько, что хватило бы на несколько жизней: родился в Америке, в десять лет уже дебютировал на сцене, в юности работал лодочником на Москве-реке, токарем на заводе, шорником в спортивной мастерской. Потом вдруг стал профессиональным актером, снимался в кино у Ромма, даже выходил на арену цирка. Драгунский открыл театр пародий «Синяя птичка», писал фельетоны в журнал «Крокодил»… И лишь после всех этих сумасшедших «университетов» выпустил первый рассказ про Дениса Кораблева: «Он живой и светится». Рассказы вызвали эффект бомбы: живые, наполненные добрым юмором. Виктор Драгунский моментально вошел в разряд маститых писателей. Фраза «Все тайное становится явным» превратилась в афоризм.Выставка подарила радость от встречи с героями книги Виктора Драгунского детям компьютерной эпохи. И, кажется, они обязательно захотят прочитать и о Гватемале, и о сбежавшей каше, и о шляпе, которая может бегать по полу…Но если юным важно вернуть детство с его реальными запахами, тактильными и визуальными ощущениями, то читателям, перешагнувшим старший школьный возраст, музеи, наоборот, предлагали виртуальные удобства. Например, собрание сочинений классиков в смартфоне.- Мы хотим, чтобы все духовное и литературное наследие Льва Николаевича Толстого было представлено на официальном портале, – заверила Фекла Толстая, бывшая телеведущая, а ныне заведующая отделом по развитию музея. – В сфере культуры крайне необходимо создавать такие сайты, аккумулирующие выверенную научными сотрудниками музеев достоверную информацию. Скоро благодаря сайту «Толстой.ру» в один клик можно будет скачать любой текст.Словом, пахнущие пылью музеи с привычными нам табличками «Руками не трогать», с гробовой тишиной внутри нынче не в тренде. Музейщики озабочены поиском новых форм общения с «коммуникатором» – человеком, который переступает порог музея. Наиболее продвинутые музеи уже обладают поистине фантастическими возможностями – мультимедийные технологии включаются в контекст экспозиции и позволяют посетителю «войти в кадр». Но главное все же – придуманная, продуманная и реализованная неравнодушными профессионалами яркая, живая история, которая даст каждому почувствовать себя «онлайн» в любой прошлой эпохе.КомментарииДима ВЛАСОВ, ученик 4-го класса, школа №408, Москва:- Больше всего мне нравится, что я могу что-то сделать своими руками и показать это родителям. Я тут склеил макет башни Кремля, еще валял овечью шерсть, сделал из нее сережки и подарил маме. Ей очень понравилось. В музеи я уже ходил не раз, был в Третьяковской галерее, Историческом музее, в музеях других городов. Там совсем не скучно, особенно если проводятся мастер-классы.Елена ЛЕРМАН, руководитель отдела международного сотрудничества Московской городской детской библиотеки, бабушка 11-летней внучки:- Нам с внучкой понравилась выставка «ПроЧтение» – на ее примере видно, как можно заинтересовывать детей очень простыми средствами. Мы в своей библиотеке тоже делаем подобные проекты, так что мы во многом с музеями пересекаемся. Сейчас библиотека и музей должны очень тесно сотрудничать, создавать свой визуальный ряд, чтобы ребенок отвлекся от того, который видит в компьютере и телевизоре. Тогда он увидит, что в компьютере картинка плоская, ее нельзя потрогать, поиграть с ней, а здесь живая, можно оказаться внутри объекта.Татьяна ИВАНОВА, мама 8-летнего сына:- Мы походили на фестиваль два дня, посмотрели все экспозиции, и я заметила, что более крупные музеи – Эрмитаж, Русский музей, Павловск, Петергоф – для детей ничего не показывают. То есть если в самих музеях не был, можно подумать, что там и нет детских программ. И стенды у них не такие интересные, как сами музеи. Моему сыну было интересно все – и изготовление поделок из войлока и из бусинок, и рисование.Елена ГАВРИЛОВА, ведущий методист Музеев Кремля по работе с детьми младшего школьного возраста:- У нас много самых разнообразных программ для детей. Мы работаем и с детьми и родителями, и со школьниками, которых приводят учителя. Все программы мы пытаемся персонифицировать под определенный возраст, в основном стараемся привлекать детей 2-4-х классов. На фестивале мы показали лишь маленький фрагмент нашей программы «Мы строим Кремль», которая длится более двух часов: сначала мы ходим по Кремлю, смотрим на башни, вспоминаем историю, а потом уже строим башню.Творческие интерактивные работы мы ведем в основном последние 2,5 года – раньше у нас не было площадки. А в начале этого учебного года в нашем штате появился художник по работе с детьми. Еще у нас работает студия «Светлица» – абонементная программа, где мы знакомим ребят с древнерусской, европейской парадной культурой, есть и разовые занятия. А еще уже три года действует Клуб любителей древности, куда ходят интересующиеся историей дети начиная с 5-го класса.Софья ДМИТРИЕВА, ученица 5-го класса, 69-я гимназия, г. Красногорск:- Мне больше всего понравилась выставка «ПроЧтение», особенно шкафы, посвященные стихотворению «44 веселых чижа». Их интересно рассматривать: стихи смешные, а шкафчики красочные. Еще понравился шкаф Гоголя. В музеи я хожу довольно часто, недавно были с бабушкой в Дарвиновском музее, «Экспериментаниуме» – там было особенно здорово, потому что можно было все потрогать, самой провести эксперимент.Татьяна КОРОТКОВА, Татьяна ЕФЛАЕВА
Комментарии