Урок построен на сравнительном анализе публицистического сочинения А.И.Солженицына «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения» и реальности наших дней, которая закреплена в Конституции РФ, современных учебниках по истории России.
«Посильные соображения» представляются мне цельным сочинением с огромным внутренним потенциалом для ученических исследований, это великолепный исторический источник и прекрасный текст, изучая который можно не только извлекать знания, но и вырабатывать у школьников определенные навыки и умения в соответствии со стандартами профильной школы.Цель урока: рассмотреть проект преобразования общества и государства, предложенный Александром Солженицыным в 1990 году, с позиции нашего времени.Задачи урока:- сравнить отдельные положения проекта писателя по национальному вопросу и по устройству политической власти с реалиями постсоветского пространства;- определить, в каких моментах своих прогнозов Солженицын оказался прав;- сделать выводы.Ход урока (двухчасовое занятие)1) Индуктор (зашифрованная мысль, повод к проблемному обсуждению) – высказывание Б.Франклина «Большая империя, как большой пирог, начинает крошиться с краев».- Можно ли согласиться с высказыванием Б.Франклина?- Приведите факты из мировой истории в доказательство своей позиции.- Справедливо ли это высказывание по отношению к истории России?2) Учитель делает резюме мнений учащихся о распаде СССР.3) Три группы выполняют задания.Таблица 1 для первой группы. Задание: заполнить, используя материал приложения (этот материал для данной публикации сокращен).Вторая группа заполняет таблицу 2 по организации президентской власти в России, используя материал приложения (см. ниже) и Конституцию РФ.Для третьей группы – задания по избирательному праву в России (по тексту сочинения А.Солженицына) (данное приложение сокращено).Вопросы к текстуа) Как вы считаете, что такое участие в выборах – долг, ответственность или свобода?б) Согласны ли вы с критикой Солженицыным принципов избирательного права – всеобщее – равное – прямое – тайное? Аргументируйте свой ответ.в) Соответствует ли система многоступенчатых выборов основным принципам демократии? Каково ваше отношение к такой системе?г) Какие цензы в избирательном праве допустимы, по вашему мнению, в демократическом государстве? Как вы относитесь к цензам, которые выдвигает Солженицын?д) Какую избирательную систему вы считаете наилучшей: мажоритарную, пропорциональную? Разделяете ли вы мнение Солженицына по этому вопросу?е) Назовите причины абсентеизма в современных государствах? Какие последствия он может иметь?Обсуждение выполненных заданий с точки зрения их актуальности, выполнимости с позиций нашего времени. Подведение итогов.4) Домашнее задание – написать эссе.Темы эссе1. Коренная Россия не располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро.С.Е.Крыжановский2. Согласием малые государства укрепляются, от разногласий величайшие распадаются.Саллюстий Гай Крисп3. В России центр находится на периферии.В.О.Ключевский4. Ключ к жизнеспособности страны и к живости ее культуры в том, чтоб освободить провинцию от давления столиц…А.И.Солженицын5. Демократия не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера.Рональд РейганПриложениеДля заполнения таблицы второй группойМожно использовать оригинальный текст А.Солженицына или взять этот сокращенный вариант.15. О государственной форме1. «Для данного народа, с его географией, с его прожитой историей, традициями, психологическим обликом, – установить такой строй, который вел бы его не к вырождению, а к расцвету. Государственная структура должна непременно учитывать традиции народа».2. «Окончательная государственная форма (если она вообще может быть окончательной) – дело последовательных приближений и проб».3. Солженицын приводит исторически сложившиеся виды государственного устройства, названные еще Платоном и Аристотелем. «Монархия, власть одного; аристократия, власть лучших или для лучших целей; и политейя, власть народа в малом государстве – полисе, осуществляемая в общем интересе (мы теперь говорим – демократия). Они же предупредили о формах деградации каждого из этих видов, соответственно: в тиранию; в олигархию; в демократию, власть толпы (мы теперь говорим – в охлократию). Все три формы хороши, если они правят для общественного блага, – и все три искажаются, когда преследуют частные интересы».С тех пор не создано ничего нового. Если отринуть анархию и тоталитаризм, «по всему потоку современности мы изберем, несомненно, демократию». Выбираем демократию как средство, а не как цель, с сознанием ее недостатков и поиском, как их преодолевать.4. Во многих молодых странах в наше время демократия из формы государственного устройства возвысилась как бы в универсальный принцип человеческого существования, почти в культ.16. Что есть демократия и что не естьУточняя смысл термина «демократия», писатель обращается к определениям демократии разных философов: А.Токвиля, Дж. С. Милля, Г.Федотова, И.Шумпетера, С.А.Левицкого. Александр Исаевич дополняет эти определения тем, что «уважение к человеческой личности – более широкий принцип, чем демократия… Но уважать человеческую личность не обязательно в форме только парламентаризма. Но в случае конфликта национальной безопасности и прав человека приоритет должен быть отдан национальной безопасности, то есть целости более общей структуры, без которой развалится и жизнь личностей».Солженицын, пожалуй, соглашается со справедливым высказыванием Рональда Рейгана, который, выступая в 1988 году в Московском университете, сказал, что демократия не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера.26. Предположения о центральных властях«Сегодня президентская власть – никак не лишняя при обширности нашей страны и обилии ее проблем». Порядок избрания, права и все возможные конфликтные ситуации, связанные с главой государства, должны быть прописаны в законе (срок президентства – 5 или 7 лет).Право выдвижения кандидатов на пост главы государства принадлежит Всеземскому собранию. Оно предлагает для всенародного голосования несколько кандидатур, урожденных граждан государства, постоянно проживающих в государстве последние 7-10 лет, с перечнем обоснований и возражений. Затем на всенародном голосовании в 1-2 тура по способу абсолютного большинства без изнурительной избирательной кампании побеждает достойный. Возможно введение должности вице-президента, который избирается вместе с президентом.Солженицын предусматривает отрешение президента от власти, если в течение срока президентства 3/4 голосов в каждой палате исполнение обязанностей президентом признают неудовлетворительным. Сообщение об этом публикуется и выносится на народное голосование. Вместе с тем, если 2/3 голосов в каждой палате в конце срока президентства одобрят политику главы государства, он остается в своей должности на второй срок без всенародного голосования.В случае смерти президента в первой половине правления назначаются новые выборы, во второй половине – его место занимает вице-президент.Президент назначает министров из числа специалистов (а не членов законодательных палат) и в качестве госслужащих. Предусмотрена ответственность министров перед президентом и обеими палатами, но палаты не могут сменять министров. Отличие правительства от бюрократии состоит в решении новых задач, отсюда требования высокой квалификации министров, способности вести страну.«Вся работа в административной системе должна никак не быть ни наградой, ни привилегией, не приносить никаких личных преимуществ… А после всего, пережитого нами, всякая власть как понятие – уже в неизбывном долгу перед народом».Александр Исаевич ставит вопрос о законодательной инициативе снизу – это добавляет гибкости в государственную жизнь. Законопроект, подписанный несколькими тысячами граждан, обязателен к рассмотрению в обеих палатах, подписанный миллионами – выставляется на плебисцит по заявленному вопросу.27. Совещательная структураОбращение к будущему. (Эта часть приложения сокращена.)Прим. ред. Сокращенные приложения, а также презентация к уроку опубликованы на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Таблица 1Таблица 2
Комментарии