Я часто задаю себе вопрос: может ли каждая школа быть инновационной? Теоретически, наверное, да. Есть несколько базовых идей, на которых строятся такие школы. Главное, чтобы они вырастали изнутри, сами по себе, а не по указке начальства. Но если откровенно: такие школы пока не востребованы. Они не нужны ни обществу, ни государству.
При максимальной свободе школ и бесконечном их разнообразии все-таки останется несколько вещей, общих для всех, – некий стержень, держатель. Его можно назвать по-разному: стандартами, минимумом, требованиями. Но без него сохранить единую Россию будет невозможно. Критики стандартов упорно замалчивают тот факт, что американское правительство с подачи Клинтона уже давно ведет жесткую борьбу за внедрение национальных стандартов. Второй по величине учительский профсоюз (АФУ) – 900 тысяч членов – всячески поддерживает правительство. В Америке штаты сами решают: следовать им национальным стандартам или нет, но, по последним данным, более половины американских “губерний” перешли на единые требования. Это при том, что федеральное правительство финансирует только пять процентов расходов на образование, остальное идет из бюджетов штатов и местных органов власти.
У нас в школе учат одному, вуз требует другого. Этот разрыв многих кормит. Репетиторство – скрытая система взяток. Платят за поступление. Платят в престижных вузах за экзамены на первом-втором курсе, чтобы не вылететь. Спасти всех: учеников (от психологических перегрузок), родителей (от непомерных расходов), учителей (от обвинений, что ничему не научили), может общенациональная система тестирования. Она должна быть не зависимой от школы, от вуза, от образовательных чиновников, чтобы дать всем равные шансы.
Надо ли учить детей всему тому, чему мы учим? Факты, данные, формулы, даты. Или общий взгляд на ситуацию, умение оценить, сравнить, предложить свой вариант? Справочники – лишь инструмент, а не материал для запоминания. Что эффективнее: контрольная по разделу или эссе, где ученик робко пытается сформулировать свой собственный взгляд? Что результативнее: выученный наизусть отрывок из “Евгения Онегина” или действо американской учительницы? Изучали “Ромео и Джульетту”. Она попросила мальчиков дома написать в шекспировском стиле письмо Джульетте, а девочек – послание Ромео. Потом разбила класс на несколько мини-трупп и каждая должна была подготовить одну из сценок трагедии, чтобы сыграть единый спектакль…
Начинаются августовские конференции. Я не верю чиновнику, который недавно сказал мне, что все талантливые, горящие учителя, кто умел думать и ребят учил этому, ушли из школы. Что остались там лишь те, для кого школа – обычная работа, как конвейер: пришел, дал урок и забыл. Или несостоявшиеся актеры, кинозвезды, певцы, для кого школа – последний театр, подмостки, или сумасшедшие. Я не верю, что вы держитесь в школе только потому, что вам некуда больше идти (в других местах зарплату тоже не платят). Я знаю, почему вы остаетесь: потому, что она – ваш дом и ваша семья, и дети в школе – ваши дети, и двоечники, и хулиганы. Вы все можете. Жаль, что государство не может (или не хочет) вам (точнее, себе) помочь. Как его заставить это сделать? Задачка не из простых. Не просто “а плюс б в квадрате”. Чем не тема для августовского педсовета?
Петр Положевец
Комментарии