С первого января этого года в каждом номере «УГ» выходит колонка «Советы профессора Безруких». И все это время в газету приходили и приходят письма с вопросами, с просьбой помочь в конкретной ситуации, а чаще всего с благодарностью Марьяне Михайловне. Сегодняшний выпуск практически полностью состоит из откликов наших читателей на советы профессора Марьяны Безруких. Если же вы пока не успели задать свой вопрос Марьяне Михайловне, у вас еще есть такая возможность.
Санкт-Петербург
Ирина ВАЛДИНА, музыкальный руководитель детского сада №45:
– Мне импонирует, что в газете появилась рубрика «Советы психолога». Здесь можно найти ответ на вопрос, давно волнующий тебя. В частности, я еще раз убедилась, что необходимо соизмерять возможности ребенка и желания родителей («Учебная нагрузка»). Педагоги, воспитатели, музыкальные работники, все мы – родители. Мне кажется, для каждого из нас разговор с психологом, даже заочный, полезен. Если касаться вопроса будущих тем, то мне бы очень хотелось получить мнение профессионала по поводу возрастных особенностей детей. К примеру, я, как родительница, стала чаще задавать себе вопрос: понимаем ли мы с дочерью друг друга? Раньше, когда она была поменьше, мне казалось, что у нас полное взаимопонимание. Сейчас, когда моя дочь достигла подросткового периода, я страшусь, что в каких-то жизненных позициях мы расходимся. Нормально ли то, что моя дочь отдаляется от меня? Я понимаю, что в этом возрасте у ребенка появляется свой круг общения, что он начинает создавать и хранить свои тайны, но все-таки как пережить этот период отчуждения? Как найти общий язык с подростком? Что для него в этом возрасте важно и над чем он может пошутить?
Еще одна многосторонняя тема – отношения полов. Мне она интересна как родительнице, но, думаю, не менее важна она и для педагогов, которые ежедневно сталкиваются с классом, где сосуществуют взрослеющие мальчики и девочки. Как при общем падении нравов, при неустойчивой в этом возрасте психике донести до ребенка, что мужчина и женщина – это целый мир, а не рекламный ролик, ограничивающийся эротической картинкой низкого качества? Как остаться деликатным и осторожным в вопросах обсуждения с ребенком взаимоотношений между мужчиной и женщиной? Как учителю, имеющему дело с классом в тридцать человек, сбалансировать мужское и женское начала?
Кемерово
Олег ЧЕБАН, преподаватель информатики Кемеровского профессионально-технического колледжа, филиал в г. Киселевске:
– Рубрика «Советы психолога» очень нужна! Кто-то говорил, что по западной модели учитель не обязан воспитывать. Пусть так, но он должен контролировать «среду обитания» в школе! Когда я был классным руководителем, в моем классе училась девочка из неполной семьи, тихая, много читала. Я назначил ее библиотекарем. Она приносила добрые книжки на классный час и читала. И вдруг некоторые дети на нее ополчились. Злые дети, не по возрасту. Я говорил с родителями, но без толку. Благо, девочка уехала.
Про творческие уроки – все правильно, они нужны, но это такая большая работа, особенно для начальных классов! Сознаюсь, в свое время недопустимо редко их готовил. Кажется, была такая книжка по информатике – Хелмс «Мои ученики работают за компьютерами», там много моделей, планов уроков, я использовал несколько. Детям было очень интересно.
Калужская область
Марина СИМОНЕНКОВА, учитель русского языка и литературы СШ №2 г. Сухиничи, учитель года Калужской области-2002:
– Читаю статью «Как вырастить творческого человека?» и думаю: все-таки нельзя обойтись без так называемого АЛГОРИТМА. В этом слове для меня – порядок, последовательность, определенная закономерность действий. Если все это в рамках разумного, то вреда принести не может. Есть ведь такие жизненные ситуации, в которых «выручает» именно алгоритм действий. Например, чрезвычайные. Ребенок должен уметь действовать по определенной инструкции, чтобы обезопасить себя, не нанести себе и окружающим вреда.
А развитие творческих способностей должно идти не в противовес, а параллельно. Мне кажется, что ребенка нужно учить самовыражаться. И прежде всего в живописи, музыке, слове. Его нельзя загонять в рамки шаблонного ответа, когда верно и непреложно только одно мнение – родителя, учителя, критика, писателя… Ребенок видит мир не таким, каким видим его мы – взрослые. И у него должно быть право показать нам всю необычность, красоту, волшебность и противоречивость этого мира. Говоря с нами, он впускает нас в этот мир, он доверяет его нам. И даже если мы сто раз одернем ребенка словами: «Не говори глупости. Сядь и подумай. Не будь смешным…», он не поймет нас. Ведь он живет в другом измерении.
Нижний Новгород
Ирина ВЛАДИМИРОВА, учитель начальных классов школы №24:
– Хочу сказать большое спасибо Марьяне Михайловне за помощь. Впервые я столкнулась с ее работами, еще когда училась в пединституте. Литературы по психологии тогда было не так много, как сейчас, и то, что предлагали преподаватели, нам, заочникам, изучать было сложновато, а книги профессора Безруких написаны так понятно, что многие на нашем факультете ими зачитывались. Помню, как передавали по очереди на день-два, и приходилось читать по ночам. Поэтому очень обрадовалась, когда в очередной раз спросив ее книгу в библиотеке, мне сказали, что в «Учительской газете» Марьяна Безруких ведет колонку. Узнала тот же стиль – легкий, понятный, доступный не только учителям, но и родителям. Часто ксерокопирую эти заметочки и вывешиваю в «Родительском уголке». Очень помогли советы про режим дня – во многих семьях стали следить за временем ребенка. А одна мамочка сказала мне, что, посоветовавшись, они решили пока сделать перерыв в занятиях по музыке. Прочтя одну из заметок в колонке «Советы профессора Безруких», родители поняли причину частой заболеваемости дочки и снизили нагрузку.
Пользуясь случаем, хочу задать вопрос. Сейчас в первый класс приходит очень много детей расторможенных, изначально агрессивно настроенных. Конечно, и раньше были драчуны, забияки, но не в таком количестве, и их можно было разнять, да и причины их задиристости были, скажем так, не злонамеренными. Сейчас, например, в моем классе таких собралось пять-шесть человек, и достаточно малейшего повода, а иногда и без него, чтобы началась драка. Как предотвратить это? Раньше разводила по разным углам, так теперь и углов в классе не хватает.
Омская область
Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог школы №4, поселок Таврический:
– Поскольку я психолог, то читаю все, что каким-то образом относится к психологии. Некоторые предпочитают авторов зарубежных. На мой взгляд, профессор Марьяна Михайловна Безруких – куда лучше. Чувствуется, что она практик, знает, как живут наши дети. Конечно, изучать психологию по ее коротким советам нельзя. Но, думаю, родителям читать надо обязательно. Заставляет думать. Я вот в суматохе натолкнулась на заметку «Учебные нагрузки». Как будто и знаю все это, но важно, чтобы информация пришла вовремя. Поняла, почему мой сын капризничает. Сели вместе, рассчитали, что-то вычеркнули. Жить стало легче. Да и профессионалам не мешает изучать советы Безруких – чтобы остановиться на бегу, задуматься: а то ли я делаю? Меня очень заинтересовал ее опрос учителей начальных классов о взаимодействии с родителями. Проведу такой же, сравню результаты. Интересно было бы об этом поподробнее. Работа с родителями вообще строится больше на личных интуиции и опыте, нежели на научной основе. Опыт профессора Безруких очень бы пригодился. Хотя я бы немножко иначе построила советы. Может быть, давать конкретные ситуации и их комментарий?
Елена Викторовна ГАЛАНЦОВА, учитель начальных классов, НШДС №122, г.Омск:
– Самое сложное – усадить малышей за парты, да так, чтобы им это нравилось. Мне помогли «Учительская газета» и советы профессора Безруких. Недавно мы начали компьютерные уроки. Это так сложно: литературы масса, просто тонешь в ней. И ничего конкретного. 10 заповедей Марьяны Михайловны я положила на стол под стекло, чтобы всегда были перед глазами. Вроде просто, а все, что надо, есть. В работе с малышами мне лично не хватает мнения Безруких. Она больше рассказывает о школьниках. Каждый день перелопачивать литературу нет ни времени, ни сил. А простые, короткие советы я бы с удовольствием использовала в своей работе.
Комментарии