search
main
0

Вы левша? Не паникуйте

Левшами являются около 10 процентов населения, причем, по оценкам специалистов, с каждым годом их становится все больше.

По словам финалиста конкурса “Учитель года России-2001” Андрея Милехина, леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего быть “как все”. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
“Виновник” такого положения вещей – мозг. Если правшами руководит его левое полушарие, отвечающее за логику и вербальную (словесную) информацию, то у левшей все куда сложнее: они зависят от обоих полушарий одновременно. Отсюда – их повышенная эмоциональность, психическая неустойчивость, ранимость и обидчивость, а иногда и талант на грани гениальности (вспомните Лескова и его тульского Левшу). Но прежде чем “бить в колокола” или мысленно тратить Нобелевскую премию, нужно точно выяснить, действительно ли ваш ребенок левша. И чем раньше вы узнаете “всю правду” (желательно сделать это до пяти лет), тем легче в будущем будет и ему, и вам.
Ваш ребенок скорее всего левша, если…
…при переплетении пальцев обеих рук сверху оказывается большой палец левой руки;
…хлопая в ладоши, он бьет левой рукой правую;
…скрестив руки на груди, левую кладет поверх правой;
…взяв ложку, кисточку или карандаш, он долго перекладывает их из одной руки в другую, не понимая, как же все-таки ему удобнее. В конце концов решает, что левой – “куда лучше” (у детей-правшей такой вопрос никогда не возникает).
Конечно, это далеко не полный перечень всех необходимых тестов, и настоящую диагностику может провести только профессиональный детский психолог. С ним же нужно непременно посоветоваться, отдавая ребенка в первый класс (а вдруг он не левша, а амбидекстр и может одинаково хорошо владеть как левой, так и правой рукой? Такие дети требуют совсем другого подхода).
Переступая порог школы, не паникуйте. Времена, когда из леворукости сооружали серьезнейшую педагогическую проблему, слава Богу, давно прошли. В прошлом осталась “Марьиванна”, учительница начальных классов, в чьем подчинении находились одновременно 40 малышей. Ей некогда было вникать, почему все пишут правой рукой, а одно “божеское наказание” – левой. Преследуя, как ей казалось, самые благие цели, она самозабвенно переучивала левшу, используя порой самые жесткие меры (двойки, крик, варежка на левую руку). И для детей, и для “Марьиванны” такое воспитание заканчивалось плачевно. На сегодняшний день существуют многочисленные данные, доказывающие, что неврозы и психозы у левшей встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников – правшей. И причина тому одна – насильственное переучивание. Итак, учитель предупрежден и полностью разделяет вашу мысль о том, что леворукость “неприкосновенна”. Тем не менее и вам, и педагогу нужно быть готовыми к тому, что уже с первого сентября у вашего чада могут начаться трудности.
Левши плохо справляются с задачами на срисовывание, с трудом удерживают строчку при письме или чтении, как правило, имеют плохой почерк. Научиться писать для них – это настоящая проблема.
У левшей свое собственное пространственное восприятие и, как правило, плохая зрительная память. При письме они постоянно пропускают или меняют местами буквы. Зачастую они не могут определить, где “право”, а где “лево”.
Левши невнимательны. Сначала они с трудом концентрируются на предмете, а после не могут переключиться ни на что другое.
Левшей отличают излишняя эмоциональная чувствительность, ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.
Леворукие дети очень медлительны. Дело в том, что они по-своему перерабатывают информацию, им присущ аналитический стиль познания – подробный анализ и раскладывание материала “по полочкам”.
Но не так страшен черт, как его малюют. Если в вашей школе работает грамотный психолог, то на лето он наверняка порекомендует вам специальные упражнения, которые помогут исправить ситуацию, с осени же, заручившись поддержкой логопеда, а иногда и детского психоневролога, сам проведет комплекс занятий, направленных на развитие:
– зрительной памяти;
– речи;
– способности к целостной переработке информации;
– точности пространственного восприятия;
– наглядно-образного мышления;
– координации движений.
Рекомендации психолога необходимы и учителю, в чьем классе обнаружился маленький левша. А за выполнением этих советов нужно следить опять-таки родителям.
Посадите ребенка у окна, слева за партой. Так он не мешает соседу, а его рабочее место прекрасно освещено.
Не пытайтесь научить левшу писать красиво. Он должен делать это так, как ему удобно. Замечено, что леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз, их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. Требовать от левши безотрывного, “правильного” письма противопоказано.
Запаситесь терпением: постановка техники письма у левшей специфична. Для такого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо: строчка остается загорожена рабочей рукой. Поэтому для левшей рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Обзаведитесь прописями для леворуких детей.
Не хватайтесь за сердце, видя, как левша держит ручку. Ребенку не всегда удобно держать ее обычным, “правым” способом. Зачастую он располагает руку над строчкой, изогнув ее крючком.
Помните, что современные школьные программы прежде всего предназначены для правшей. Все в них построено на развитие логико-знакового, т.е. левополушарного мышления. С каждым днем леворукому ребенку будет все сложнее и сложнее, его потенциал может так и остаться нереализованным. Давайте ему больше “проблемных” заданий, требующих длительного размышления, анализа, нестандартных решений.
Математика и все, что с ней связано, – стихия для левши чуждая. Смиритесь с тем, что из вашего питомца не выйдет гениального физика. Зато в спорте, литературе и театре он оставит своих друзей-правшей далеко позади.

Алексей АННУШКИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте