Сегодня в России существует 1790 коррекционных учреждений, в которых обучаются 209300 детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особых условий обучения и воспитания. В Московской области в 79 учреждениях обучаются около 8 тысяч таких детей. Еще часть детей учатся в общеобразовательных школах в классах компенсирующего обучения, а иногда и в обычных классах, либо находятся на надомном обучении. Некоторые из-за тяжести дефекта не учатся нигде, хотя по закону имеют право на получение образования.
Система коррекционного воспитания работает, но, несмотря на все усилия, предпринимаемые федеральными, региональными и местными властями, жизнь в таких учреждениях нельзя назвать простой и безоблачной. Существует множество проблем, которые общими усилиями должно решать общество, чтобы дети не чувствовали себя обделенными, росли социально адаптированными, были конкурентоспособными после окончания школы, нашли свое место в жизни. В помощи нуждаются семьи (многие из них неполные), воспитывающие детей с тяжелыми диагнозами: ДЦП, аутизм, средняя и тяжелая степень умственной отсталости. И помощь должна быть не только материальной, но и психологической, консультативной, волонтерской. Прошедший семинар, организованный Департаментом воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ совместно с Министерством образования Московской области и благотворительным фондом «Абсолют-помощь», был посвящен вопросам образования и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Открыла семинар директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Алина Левитская. В приветственной речи она отметила, что «наши усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов». Свой среди чужих?Серьезнейшая проблема, волнующая всю педагогическую общественность сегодня, – внедрение в школьную практику совместного интегрированного обучения детей с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья. Выступавшие отмечали, что интегрированное образование не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер интеграции ради интеграции. Левитская рассказала, что сегодня развитие интегрированных форм обучения инвалидов в регионах не всегда носит спланированный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых детей не означает отказа от лучших достижений российской системы коррекционных образовательных учреждений. «Необходимо обеспечить сохранение и совершенствование существующей сети специальных образовательных учреждений: для части детей лучше обучаться именно в коррекционном учреждении. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей». Мнения специалистов по поводу инклюзивного образования различны. Среди них много и противников интеграции. Ведь не секрет, что дети не всегда адекватно относятся к сверстникам, отличающимся от них. Не будут ли дети с проблемами здоровья, интегрированные в общеобразовательные учреждения, подвергаться насмешкам и преследованиям со стороны сверстников? Не сломает ли ощущение своей инакости, непохожести психику ребенка, у которого и без того имеются проблемы со здоровьем? Вопрос инклюзии неоднозначен и вызывает массу споров среди педагогов. Как выразился директор одной из подмосковных школ для детей с умственной отсталостью: «В нашей школе среди детей с одинаковыми проблемами здоровья каждый чувствует себя своим, для каждого ребенка светит солнце, он живет нормальной жизнью в дружественной ему среде. Будет ли светить солнце для ученика с проблемами в здоровье в обычной школе? Я в этом не уверен».Жизнь без барьеровСерьезная категория детей с проблемами здоровья – ребята, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу и нуждаются в обучении на дому. В последние годы активно развивается дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В 2009 году запущен проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предполагающий в каждом субъекте Российской Федерации создание центров дистанционного образования детей-инвалидов, установку у таких ребят дома компьютерного, телекоммуникационного, учебного оборудования и программного обеспечения, предоставление им доступа в Интернет, обучение родителей и подготовку педагогов для этой работы.Сегодня на дому в дистанционной форме обучаются 4 тысячи детей-инвалидов. Предполагается, что по итогам проекта через 3 года возможность обучаться дистанционно будет у большинства таких детей (по данным из регионов, их около 30 тысяч). И самое главное, в регионах будет создана система работы по организации дистанционного образования.Особое внимание должно уделяться созданию в каждом образовательном учреждении безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ инвалидов в здания и помещения образовательного учреждения. Но не всегда желаемое и планируемое совпадает с действительностью. Решению этой проблемы должен способствовать проект государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Тем более этот проект актуален и в связи с тем, что Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, идет подготовка к ее ратификации. Опытом по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов поделилась министр образования Московской области Лидия Антонова. Она затронула тему их адаптации и трудоустройства, рассказав о работе, проводимой в Московской области. У воспитанников коррекционных школ воспитывается готовность к труду и получению трудовой специальности. Учащиеся осваивают профессию на базе профессионального образовательного учреждения или же в самой коррекционной школе. Сегодня более 400 выпускников специальных школ (а это больше половины) продолжают обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профобразования. Время открытых дверейПроблему принятия Федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыл в своем докладе директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования, академик РАО Николай Малофеев. Для детей с разными типами нарушения развития институтом разработаны четыре вида стандартов. Первый – для детей, не имеющих интеллектуальных нарушений, с сенсорными нарушениями, тех, которые могут овладеть госстандартом, но с другими технологиями обучениями и с пролонгацией срока обучения. Большинство таких детей могут и должны получать этот стандарт в условиях общеобразовательной школы. Основная составляющая этого стандарта – академические знания общеобразовательной школы. Второй стандарт – для детей с интеллектуальными нарушениями, с фиксированным блоком академических знаний и большим блоком социальной компетенции. Ведь таким детям негде узнать правила жизни, они выходят неготовыми к реальной жизни. Третий стандарт – для детей со сложной структурой дефекта, когда есть интеллектуальные нарушения, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Здесь предполагается уклон в сторону навыков социальных знаний. И четвертый стандарт – для глубоко умственно отсталых детей. В общечеловеческой логике это необучаемые дети. Они никогда не научатся читать, писать, а может быть, даже и говорить. Но от этого они не перестают быть гражданами страны, на которых распространяются конституционные гарантии. Для такого ребенка можно составить индивидуальную программу, которая станет впоследствии закрепленным стандартом. «Представляется, что если эти четыре варианта стандарта будут приняты, мы защитим ребенка, исполним свое профессиональное предназначение и вовлечем в образовательное пространство значительно большее количество детей», – заключил Николай Малофеев. В понимании специалистов института цель специального обучения – максимальная независимость, автономность ученика после школы. Наше общество еще очень недружелюбно и нетолерантно к людям с проблемами здоровья. Между тем, например в Дании, закон о специальном образовании – об обязательном обучении глухих – был принят еще в 1817 году! Как отметил Малофеев: «Мы готовим ребенка войти в этот мир, но хотелось бы, чтобы кто-то для него открыл двери и создал рабочие места». Комплексный подходДиректор Берсеньевской коррекционной школы-интерната Алексей Коротков считает, что в Московской области сложилась неплохая система коррекционных учреждений: «Наши дети успешно обучаются, а потом профессионально интегрируются в социальную среду. Когда они оканчивают школу, мы связываемся с профессиональными училищами на предмет дальнейшего обучения наших выпускников. И профессиональные образовательные учреждения их с удовольствием принимают. Раньше было меньше информации об умственно отсталых детях, сейчас информированность выросла, и изменилось в лучшую сторону отношение к ним. Наши ребята работают поварами, кондитерами, парикмахерами, лесниками. На мой взгляд, изменения в системе коррекционных учреждений излишни. Настолько здесь все устоялось, отработано, отлажено, что изменения вряд ли будут к лучшему. По поводу инклюзии: если ребенок с ограниченными возможностями здоровья будет учиться в обычной школе, очень большой вопрос, что он там получит и как дальше сложится его судьба. Учителя, работающие в коррекционных школах, знают все нужды и потребности детей с проблемами в здоровье, они «в теме». У учителей в обычных школах есть обширный учебный план, и у них попросту не будет времени вникнуть в проблемы, психологию, нужды ученика с ограниченными возможностями здоровья». Главный специалист Управления по образованию Московской области из Балашихи Ирина Бачинина отметила: «Это очень актуальный семинар, на котором поднимаются важнейшие вопросы, связанные с деятельностью коррекционных школ. И вопросов, к сожалению, больше, чем ответов. Главные проблемы коррекционных учреждений не до конца разработанные нормативные базы, отсюда вытекают основные нюансы; необходимость дополнительного финансирования, обучения педагогов, психологической работы с родителями не только на уровне образовательных учреждений, но ее организация в государственном масштабе. Нужно, чтобы родители поняли, что ребенку с проблемами в здоровье необходимо дать образование с помощью дистанционного образования. Для того чтобы дети усваивали тот или иной предмет, педагоги должны разбираться в течении заболевания своего ученика. Одни педагоги с этой проблемой не справятся, нужна поддержка социальной сферы, здравоохранения, то есть комплексный государственный подход».Я могу!После семинара состоялось торжественное открытие выставки-ярмарки изделий учащихся коррекционных образовательных учреждений Московской области «Я могу!», организованной благотворительным фондом «Абсолют-помощь», который с 2002 года занимается оказанием помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. На открытии гостей выставки приветствовали первый заместитель министра образования правительства Московской области Владимир Чайковский и исполнительный директор фонда «Абсолют-помощь» Георгий Крюков.Самой трогательной частью открытия стал концерт, подготовленный воспитанниками коррекционных школ-интернатов Московской области, – все эти выступления доказали, что возможности ребят безграничны и любовь к ним способна раскрыть самые разные таланты.На ярмарке желающие могли приобрести удивительные поделки, сделанные детьми из коррекционных школ: мебель, кухонные принадлежности, швейные изделия, сувениры ручной работы, самодельные сборники стихотворений юных авторов. Наибольшее внимание посетителей выставки-ярмарки привлекла деревянная копия мотоцикла, сделанная воспитанниками коррекционной общеобразовательной школы-интерната VIII вида Подольска.Юные участники концерта, исполнявшие вокально-танцевальный номер «Капитан», сделали свою импровизированную инсталляцию, приклеив на волны, нарисованные на декорациях выставки, белые кораблики. На каждом кораблике были написаны детские мечты о радости и счастье. Хочется верить, что благодаря заботе и вниманию руководителей и педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, помощи государства и благотворительных фондов и, конечно, толерантному отношению общества в ближайшем будущем детские мечты сбудутся.
Комментарии