Вооруженные конфликты и войны ХХI века демонстрируют решающую роль авиации в подавлении противника. В неконтактном противоборстве все чаще главная роль отводится авиакомплексам, позволяющим добиться победы с наименьшими потерями. В 90-е годы российские Военно-воздушные силы не закупили практически ни одного самолета. Это, естественно, вызывало тревогу. Причем дело не только в старении самолетного парка. Сам летательный аппарат, как правило, служит 30 – 50 лет, а вот вооружение, прицельное, пилотажно-навигационное и другое оборудование устаревают морально и физически через 10 – 15 лет. Мы же все эти годы топтались на месте, пользуясь багажом, созданным еще в советское время. И очевидно, мы подошли к черте, переступив которую могли навсегда отстать от наших традиционных визави в авиационной области.
В последние 3 – 4 года предприняты реальные шаги, направленные на изменение ситуации, поддержанные Президентом и Правительством России. Началось финансирование модернизации летательных аппаратов российских ВВС, причем всех типов. Речь не о частичной замене аппаратуры и продлении ресурса самолетов и вертолетов, а о создании новых авиакомплексов с современным бортовым вооружением, радиолокационным и навигационным оборудованием, не уступающим зарубежным аналогам.
В Комсомольске-на-Амуре создается истребитель с новыми свойствами на базе серийного
Су-27. Модернизируются фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, дальние ракетоносцы Ту-160, Ту-95 и Ту-22. Приобретают новые свойства ударные вертолеты Ми-24, способные вести боевые действия днем и ночью. А в Воронежском самолетостроительном обществе (ВАСО) идет ремоторизация (оснащение двигателями нового поколения ПС-90А) военно-транспортных самолетов Ил-76МД, в результате которой дальность их полета возрастет на 800 км, а максимальная нагрузка будет увеличена на 10 тонн.
Модернизация, естественно, более выгодное дело, чем создание новых летательных аппаратов, потому что она экономит большие деньги. Однако отечественные авиаконструкторы уже работают над созданием для ВВС самолетов, которые будут летать до конца этого века.
В числе таких ударных авиакомплексов с полным основанием можно назвать новейший бомбардировщик Су-34 (Су-32, Су-27 ИБ), массовое производство которого осваивает Новосибирское авиационное производственное объединение (АПО). Эта работа привлекает особое внимание прессы и специалистов.
Что же это за машина?
Специализированный фронтовой бомбардировщик Су-34 по основным тактико-техническим характеристикам, выживаемости и боеготовности обеспечивает эффективное поражение наземных и надводных, в том числе малоразмерных и подвижных, целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а также в условиях помех. Кроме того, Су-34 способен эффективно уничтожать воздушные цели, вести воздушную разведку и береговую охрану.
К проектированию Су-34 по заказу ВВС ОКБ приступило в 1988 г., и первый полет его состоялся 18 декабря 1993-го. Пилотировали Су-34 летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев и Сергей Ревунов. Главный конструктор – Роллан Мартиросов.
Ударный самолет обладает большой боевой живучестью. Соответствующий комплекс Су-34 состоит из бронекабины, бронезащиты, системы пожаротушения двигателей. Обеспечивается также дублирование, резервирование и экранирование основных систем.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) самолета включает оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс. Самолет оснащен многофункциональным радиолокатором с фазированной антенной решеткой и системой радиоэлектронного противодействия. БРЭО бомбардировщика позволяет обнаруживать такие цели, как железнодорожный мост на расстоянии не менее 100 км, эсминец – не менее 135 км, автофургон – не менее 30 км. Аппаратура опознавания «свой-чужой» интегрирована с радиолокационной системой.
Силовая установка Су-34 состоит из 2 турбореактивных двигателей АЛ-З1Ф (форсажный). Задачи, стоящие перед Су-34, определяются и спектром его вооружения.
Для эффективного управления боевым авиационным комплексом Су-34 его экипаж состоит из двух человек – летчика и штурмана-оператора. Они размещены в бронированной кабине бок о бок, что позволяет значительно повысить эффективность их работы. Условия размещения вполне комфортны, за катапультными креслами есть специальная зона отдыха с бортовой аптечкой, пайком, термосами с питьевой водой и даже ассенизационным устройством. В этой зоне члены экипажа по очереди могут встать в полный рост, размяться, отдохнуть, не теряя при необходимости контроль за обстановкой на борту.
Основные технические характеристики Су-34
Нормальный взлетный вес – 38.240 кг
Вес боевой нагрузки – 8.000 кг
Практический потолок, 15.000 м
Макс. скорость полета у земли, 1.400 кмчас
на высоте – 1.900 кмчас
Радиус действия на высоте – 1.100 км
Перегоночная дальность – 4.000 км
Максимальная продолжительность выполнения боевой задачи с дозаправкой – 10 часов.
В нашей беседе генеральный директор Новосибирского АПО Александр Бобрышев рассказал, что построено 7 опытных фронтовых бомбардировщиков
Су-34. Ударный авиакомплекс Су-34 испытывается в Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС в Ахтубинске Астраханской области, а также в Летном испытательном институте (ЛИИ) в Жуковском Московской области и на полигонах. Каждая опытная машина Су-34 является летающей лабораторией для испытания того или иного бортового оборудования по определенной программе. Это делается для ускорения всего процесса испытаний. По оценке экспертов, акт предварительного заключения по первому этапу испытаний уже сейчас позволяет говорить о возможности серийного производства этой машины.
В Новосибирском АПО побывал главнокомандующий Военно-воздушными силами, Герой России генерал-полковник Владимир Михайлов. Он отметил, что сейчас мы выходим на производство восьмого более нового самолета Су-34. Его строительство будет завершено в первой половине 2004 г., и он присоединится к испытаниям опытной партии самолетов. На втором этапе отрабатываются новые режимы работы Су-34, предусмотренные программой. Идет дальнейшее наращивание боевых возможностей этого боевого комплекса, отрабатываются вопросы боевого применения бортового оружия как по наземным и воздушным, так и по морским целям. В новом самолете изменения будут касаться характеристик бортового радиоэлектронного, навигационного, связного, прицельного и другого оборудования. Скорее всего, именно такой самолет и пойдет в массовое производство.
Самолет Су-34 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ ВВС России. По мнению ряда специалистов, уровень БРЭО этой машины позволяет отнести ее к боевым самолетам пятого поколения. Предполагается, что Су-34 придет на смену дальним бомбардировщикам Ту-22М3, а также фронтовым бомбардировщикам Су-24М.
Самолет имеет значительный потенциал модернизации. Помимо бомбардировочной модификации ведутся работы по созданию новых вариантов Су-34, в частности – самолета-разведчика и самолета РЭБ (радиоэлектронной борьбы).
В ближайшее время на оснащение российских ВВС поступят новые летательные аппараты – самолеты Як-130 и МиГ-АТ, вертолеты Ка-52 и «Ансат». Об этом заявил главком ВВС, выступая перед офицерами армии ВВС и ПВО, дислоцированной в Сибирском регионе. Он сообщил, что в первом квартале 2004 г. на вооружение ВВС поступят три самолета Як-130, а к концу года – несколько самолетов МиГ-АТ. Также в 2004 г. будет продолжено производство вертолета Ми-28, активно идет модернизация вертолетного парка Ми-8, Ми-24, Ми-26, которая позволит увеличить возможности этих машин почти в 2 – 2,5 раза. «В дальней авиации пойдем по пути модернизации самолетов Ту-160, Ту-95 и Ту-22, – сказал главком. – В военно-транспортную авиацию вместо самолетов Ан-24 и Ан-26 начнет поступать Ил-112, к производству которого уже приступили».
В заключение отметим, что авиакомпания «Сухой» успешно работает над созданием другого перспективного авиакомплекса фронтовой авиации. В мае 2003 г. главкомат ВВС выдал ОКБ Сухого тактико-техническое задание на проведение опытно-конструкторских работ по созданию нового истребителя, а в июле был согласован госконтракт на его разработку. ОКБ ведет работу по эскизному проектированию новой машины. Защита эскизного проекта была намечена на начало 2004 г.
По оценке экспертов, базовый вариант перспективного российского истребителя пятого поколения не будет уступать по своим характеристикам американскому JSF, а по ряду параметров – и тяжелому истребителю F-22. Истребитель нового поколения приобретет ряд отличительных черт. Это многофункциональность – способность поражать как воздушные, так и наземные цели, сверхманевренность – возможность управляемого полета на малых скоростях и больших углах атаки, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться на укороченные участки взлетно-посадочных полос, ряд других характеристик, обеспечивающих высокую боевую эффективность самолета.
Несмотря на экономические трудности, российские конструкторы работают и над другими авиационными проектами, что позволит нашему Отечеству, как и прежде, оставаться ведущей авиационной державой мира.
Анатолий АНТИПОВ, Александр МАНУШКИН
Комментарии