search
main
0

Вводные слова Три урока на материалах классических текстов

Разберем предложение: К счастью, новая электростанция через месяц даст ток. О чем говорится в этом предложении? Подлежащее – электростанция. Что говорится об электростанции? Даст ток. Это выражение в данном случае неразрывно и представляет собой сказуемое. Существительное ток – то существенное, чего ожидают от электростанции. В самом глаголе нет необходимой информации о том, чего от нее ожидают. Второстепенные члены предложения разбираются по вопросам: какая электростанция? логда она даст ток?
Попробуем поставить вопрос и связать с каким-нибудь словом первое слово данного предложения. С каким словом его можно связать по смыслу и грамматически? Ни с каким. Для чего же оно включено в предложение? Можно ли без него обойтись? Можно. Но предложение что-то при этом теряет.
А теперь попробуем определить, кому будет хорошо от того, о чем говорится в предложении?.. Тому, кто об этом говорит. Да, говорящему. Это слово показывает, как относится сам говорящий к высказанной мысли. Для него это будет счастьем. По-видимому, он переселился в новостройку, которая еще не подключена к электрической сети. Слово к счастью служит для передачи чувства говорящего по отношению к сообщаемой им мысли. Это вводное слово.
Вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемой мысли.
Какое именно? Допустим, сказано так: Новая электростанция, конечно, даст ток через месяц. Какое слово здесь является вводным? Конечно. Что оно показывает? Сомневается ли говорящий в сказанном? Нет, он в этом твердо уверен. Значит, вводное слово выражает уверенность говорящего в том, что сказанное истинно. А если сказано так: Кажется, новая электростанция даст ток через месяц, то мы заметим, что говорящий сомневается в истинности сказанного, выражает предположение, неуверенность, что сказанное сбудется.
Что еще можно выразить с помощью вводных слов? Говорят, новая электростанция через месяц даст ток. Здесь говорящий сообщает факт не от себя, а передает чужое мнение. Итак, новая электростанция через месяц даст ток. Вводное слово в данном случае подводит итог.
Повторим. Вводные слова могут выражать:
1. Уверенность. Вы здесь, конечно, по каким-то делам? (Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, в самом деле).
2. Предположение. Я, может быть, еще не готов к экзамену по литературе. (Может быть, кажется, пожалуй, возможно, вероятно, по-видимому).
3. Разные чувства говорящего. К сожалению, погода испортилась. (К счастью, к несчастью, к моему стыду, к удивлению всех, к прискорбию, к досаде и др.).
4. Источник высказанной мысли, т.е. кто высказал эту мысль (точно или приблизительно). По-моему, завтра погода переменится. (По-моему, по-твоему, по словам товарища, по-вашему, говорят, сказывают и др.).
5. Связь между несколькими мыслями, порядок мыслей, вывод или итог: Народы всех стран хотят мира, значит, мир можно сохранить. (Следовательно, во-первых, во-вторых, наконец, в конце концов, значит, итак, наоборот и др.).
Вводные слова могут быть выражены: а) Особыми и обычными наречиями: возможно, несомненно, бесспорно, по-моему, по-твоему, по-видимому, во-первых и др.; б) глаголами: говорят, пожалуй, стало быть, знаешь ли, понимаете и др.; в) существительными: к счастью, к сожалению, к удовольствию, к стыду, и др.; г) словосочетаниями: коротко говоря, с одной стороны, по моему мнению, одним словом и др.
При письме вводные слова и словосочетания выделяются запятыми, например: В разведку пойдет Иванов: во-первых, он из здешних мест и знает обстановку, во-вторых, он умен и сообразителен. Изредка вводные слова и словосочетания выделяются скобками или тире: Этот человек (Шаляпин), скромно говоря, – гений (М.Горький).
Интонация вводности очень яркая, особенная. Вводное слово обычно разрывает цельную интонацию предложения и произносится в ускоренном темпе, при слабой ударности и на более низкой ноте. Такая интонация подчеркивает инородность вводных слов, их добавочность.
Упр. 1. Устная работа. Для отработки интонации вводности.
Прочитайте выразительно, выделяя соответствующим образом вводные слова и словосочетания, определите их значения, составьте схему одного из предложений (интонационную). Объясните знаки препинания.
Красная планета. Посмотри вверх и, может быть, ты увидишь красную звезду. Красная звезда – это, конечно, планета Марс. Почему она имеет красную окраску? Мы еще не можем, к сожалению, ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос мы получим, по-видимому, от космонавта, высадившегося на эту планету. Когда это будет? Вероятно, довольно скоро. Космические корабли, запускаемые в сторону Марса, фотографируют красную планету, но, к прискорбию, с очень большого расстояния. Изображение поверхности планеты, переданное на Землю, не может быть достаточно точным (Из газет).
Почему словосочетание может быть в первом предложении выделено запятыми, а в последнем – не выделено? Да, в последнем предложении оно является частью сказуемого, не может быть точным. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Упр. 2. Предупредительный диктант. Объяснение до письма.
Ах, если бы скорее день настал, и солнце жаркое здесь поле осветило: быть может, и меня оно бы оживило (об упавшем от урагана дереве) (И.Крылов). Бесспорно, огурец и с дом величиной – диковинка (И. Крылов). Комедия Грибоедова, во-первых, написана вольным стихом, во-вторых, живым разговорным языком, в-третьих, каждое слово в ней поражает быстротой ума, так что почти каждый стих обратился в пословицу (В. Белинский).
Упр. 3. Комментированное письмо. Объяснения даются одним из пишущих во время письма. Подчеркните все слова, грамматически не связанные с предложением.

Предшественница Валентины Терешковой
В 1927 году К.Э. Циолковский получил письмо от ростовской девушки Ольги Винницкой. Вот что она писала: “Многоуважаемый профессор, я прочла в журнале “Огонек”, что немецкий летчик Макс Валье, кажется, собирается на Луну. Это, признаюсь, моя давнишняя мечта. Я, разумеется, прочла многие ваши книги, Константин Эдуардович, и поняла: в полете на Луну нет ничего невозможного. Я обращаюсь к Вам с просьбой. Профессор, попросите, пожалуйста, Макса Валье взять меня с собой. Ах, то-то было бы хорошо!” Да, это была, несомненно, первая заявка на космическое путешествие.
На втором уроке сообщаем недосказанное о вводных словах. Слова, перечисленные в параграфе, не всегда бывают вводными. Они могут быть и членами предложения. Тогда они не имеют свойственного вводным словам значения (показывать отношение говорящего к высказанной мысли) и входят в какое-нибудь словосочетание с другими членами предложения, вступают в смысловую и грамматическую связь.
Он, верно, простудился и заболел. Задача решена верно. В первом предложении говорящий высказывает предположение о причине болезни. Это значение выражается словом верно. Здесь оно вводное. Во втором случае это слово является обстоятельством. Оно отвечает на вопрос “Как решена задача?” и вступает в смысловую и грамматическую связь со сказуемым решена, примыкает к нему.
Упр. 4. Спишите прежде предложения с вводными словами и укажите значение, внесенное вводным словом. Потом выпишите предложения, в которых те же слова являются членами предложения, укажите, каким членом оно является и с каким словом связано по смыслу и грамматически.
Благородные люди прошлого долго и упорно искали пути к счастью для всех людей. К счастью, погода стояла хорошая, и наша экскурсия состоялась. По моему расписанию следовало бы заниматься математикой каждому. По-моему, Павлуша из “Бежина луга” И.С. Тургенева очень смелый и умный мальчик. Все вышло по-моему. Сквозь легкое облачко луна кажется бледным пятном на небосклоне. Мы потеряли тропу в лесу и, кажется, заблудились. Что тебе ни скажи, ты все сделаешь наоборот. Отсюда, с высокого холма, все видно хорошо. Вы, видно, давно не были в Москве и забыли, как она выглядит.
Упр. 5. Придумайте предложения, в которых слова и словосочетания к моему стыду, напротив, разумеется, кажется были бы то вводными, то членами предложения. Разберите их по образцу предыдущего упражнения.
Упр. 6. Объяснительный диктант. Объяснения даются после записи предложения. Самостоятельно выделите все слова, грамматически не связанные с предложением.
Когда же, наконец, переведутся на нашей земле невежды, подхалимы, простофили, подлизы? (Корнейчук). Дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище (И.Крылов). Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично (И.Тургенев). Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ! (Н.Некрасов). Нет, мы не хуже других, и давно в нас налилось и созрело зерно (Н.Некрасов). Тусклым сияньем облитое море! Как хорошо ты в безлюдье ночном! (Ф.И. Тютчев). Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен (М.Лермонтов).
Упр. 7. Пунктуационный разбор. Устный или письменный.
Образец разбора. Суеверие – большой порок. (Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.)
Суеверный не спит, не бодрствует спокойно, не живет счастливо и, по-видимому, не умирает в мире и покое. Здоровый ли, больной ли, несчастный, он – легкая добыча любого обманщика. Суеверие, по свидетельству истории, способно ко всякой жестокости, несправедливости, насилию и бесчеловечности. Да, суеверный человек достоин не жалости, а презрения (Вовенарг).
На третьем уроке обращаем внимание на стилистическую роль вводных слов.
Вводные слова – закономерное явление в русском языке. Никто из великих русских поэтов и писателей, от Пушкина и Лермонтова до Шолохова и Твардовского, не избегал вводных конструкций. Кроме того, ряд вводных слов и словосочетаний требуется общественным этикетом. Они составляют словарь вежливости: извините, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас и некоторые другие.
Однако излишнее употребление вводных слов – стилистический недостаток. Изобилие вводных слов затрудняет понимание речи и свидетельствует о неумении выразить мысль. Частенько это слова-паразиты. Запомните вводные слова для сверхредкого употребления: это, вот, значит, короче, так сказать, знаете ли, ну, понимаешь, можно сказать. Значение этих слов и словосочетаний само по себе не вносит добавочного смысла в предложение, а переполненный ими текст просто кричит о беспомощности автора такой речи выразить мысль соответствующими словами.
Упр. 8. Устраните из текста лишние вводные слова.
Однажды в лесу я, это, испугался и от страха вскочил, это, на дерево. Лазать я, так сказать, умею, а тут страх, значит, еще прибавил мне, это, ловкости. Вот, влез я на дерево, понимаешь, и сижу, знаешь, наблюдаю…

Упр. 9. Введите некоторые вводные слова, обозначающие вежливое обращение с товарищами, знакомыми и незнакомыми людьми.
Верни мне мою книгу да приходи к нам сегодня вечером. Будем вместе решать задачи по алгебре. А сейчас я спешу. Мне некогда с тобой разговаривать. Прощай. Я побежал.
Упр. 10. Синтаксический и пунктуационный разбор. Образец разбора: Праздность утомляет нас больше, нежели труд, и, разуверившись в ее (праздности) пустых посулах, мы возвращаемся к нашей деятельности (Монтень). Предложение сложное, состоит из двух частей. Эти части связаны союзом И. Поэтому перед И стоит запятая. В первой части есть сравнительный оборот нежели труд. Вторая часть начинается обособленным деепричастным оборотом. Поэтому необходима запятая после союза И.
Чтобы выслушивать горькие истины, не обижаясь, или, не оскорбляя, высказывать их, необходимо немалое благородство (Лабрюйер). Рассказывая о человеке, я, говоря по правде, изображаю личность, не являющуюся перлом творения (Паскаль). Людей нередко приходится упрекать в суеверии, пороке, не менее присущем людям, чем недоверчивость, и, разумеется, столь же зловредном (Лабрюйер). Пусть вновь пришедший лучше песню сложит, и, песне внемля, в тишине, быть может, вспомнят обо мне, как о цветке неповторимом (С. Есенин).

Ироида Пронина
Елена Перфильева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте