В финале II Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2011», который прошел осенью в Подмосковье, участвовали работники дошкольных образовательных учреждений из 60 регионов страны.Учредителем и организатором конкурса выступил Общероссийский профсоюз образования. Как и в 2010 году, он проводился при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Московской области.После двух испытаний – «Творческая презентация» и «Занятие с детьми» – жюри определило десять лауреатов конкурса. Ими стали Ирина ВИНОГРАДОВА (Московская область), Елена ВОРОШИЛО, (Республика Карелия), Ольга КОЛЕСНИКОВА (Санкт-Петербург), Наталия ЛЕБЕДЕВА (Костромская область), Екатерина ЛЕПИХИНА (Пермский край), Юлия ПЕНЬКОВА (Республика Марий Эл), Наталья ПОМПЕЕВА (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Наталья РОГОЖКИНА (Пензенская область), Ирина УСТЬЯН (Вологодская область), Любовь ЩЕРБАК (Ивановская область).Заключительным испытанием для десятки лауреатов стал «круглый стол», посвященный актуальным проблемам дошкольного образования, по итогам которого и был определен победитель. «Хрустальная жемчужина» – символ конкурса и победы – досталась Наталье ПОМПЕЕВОЙ, учителю-логопеду детского сада комбинированного вида «Снежинка» городского поселка Новоаганск (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).Еще до начала испытаний педагоги представили в конкурсную комиссию методические разработки занятий, сценарии праздников, конспекты уроков, а также эссе на тему «Моя педагогическая философия». На собрании, которое проходило после конкурса, все участники, сопровождающие и гости обратились к организаторам с просьбой представить разработки финалистов широкой педагогической общественности. Идя навстречу пожеланиям, мы открываем рубрику «Методическая копилка», где начинаем публикацию материалов участниц конкурса. А открывают рубрику победитель и лауреаты «Воспитателя года-2011».
Воспитание – категория ценностная как для отдельной семьи, одного человека, так и для общества в целом. Еще Аристотель говорил: каково государство, таково и воспитание. Сейчас в нашей стране устанавливается новая система социальных, экономических, правовых отношений, новая система законов, в которой значимое место занимает закон об образовании – закон, в котором слово «воспитание» становится ключевым, а дошкольному образованию уделяется серьезное внимание. В связи с этим разговор на тему «Миссия воспитателя» актуален как никогда. Можно рассуждать о целях и задачах воспитания, спорить о том, каким должен быть воспитатель и чему учить… Но есть основополагающие, вечные истины, определяющие миссию воспитателя. Об этом я и хотела сегодня поговорить.Есть один город, который я очень люблю. История, культура и величие этого города не оставляют равнодушными тех, кому не безразлично прошлое и кто способен чувствовать красоту. Может быть, поэтому именно туда ведут все дороги, в Рим…А еще в этом городе есть много сакральных мест, одно из которых – Святая лестница. Эту лестницу привезла Елена, мать императора Константина, из Иерусалима, по ней Иисус Христос поднимался в дом Понтия Пилата. По этой лестнице можно подняться и сейчас, но только на коленях. И каждая ступень – это молитва и прощение одного греха. Преодолев все ступени, человек очищается и плачет. Не от боли, а от просветления, ощущения в душе Бога и добра.Хочется сделать мир хоть чуточку добрее.Я думаю, такую миссию и выполняют воспитатели, люди, рядом с которыми формируется маленькая детская душа, а через нее и будущее человечества. Я представляю лестницу – путь, по которому идет воспитатель, чтобы исполнить свою миссию. Передо мной ступени – моменты мудрости и откровения жизни, которые я должна постичь сама и повести за собой своих воспитанников. Четыре ступени этой лестницы мне когда-то помог преодолеть Дмитрий Сергеевич Лихачев. И я хочу открыть этот путь тем, кого я веду за собой.Начало пути. Первая ступень… Наверное, жизненный путь начинается с цели, которую человек выбирает и тем самым дает себе оценку. По тому, ради чего живет человек, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Например, если человек ставит цель приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи… Но на самом деле на этом пути он испытает гораздо больше огорчений, чем радости, и рискует все потерять.А если человек ставит цель приносить людям добро, облегчать страдания, дарить радость, то он и оценивает себя на уровне более высоком и вечном – человечности. Совершая добрые поступки и радуясь каждой возможности это сделать, он не теряет, а приобретает… Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от сердца, а не от головы. И тогда есть надежда, что миссия воспитателя выполнима и мир станет хоть чуточку добрее.Вторая ступень – это забота людей друг о друге, вырастающая из очень важных качеств человека – сострадания, сочувствия, сопереживания – и проявляющаяся в конкретных поступках: накормить ребенка и пожалеть, если плачет, перевести через улицу старика, уступить место в метро или подать руку, поделиться с тем, кто нуждается, поддержать добрым словом, улыбкой, участием.А еще это умение не мешать друг другу: не включать громко телевизор, когда кто-то занимается или спит, быть опрятно одетым, потому что все это уважение к окружающим, не класть звонко вилку на тарелку, не расставлять локти на столе.Кто-то скажет: ну вот, нашла о чем говорить, все это простые, обыденные мелочи. Но, к сожалению, мы об этих мелочах часто забываем, а между тем из них складывается жизнь. Ребенку важно понять, что добро состоит из мелочей. Все это самые простые правила поведения, в которых лежит забота- забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.Забота о тех, кто рядом, – это маленький и очень простой шаг для человека, но большой и очень важный шаг для человечества. И тогда есть надежда, что миссия воспитателя выполнима и мир станет хоть чуточку добрее.Давайте подумаем, что еще важно в воспитании и маленького, и большого человека. Мне кажется, что это интеллигентность. И мы поднимаемся на ступеньку выше.Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что быть интеллигентным – это социальный долг человека. И его долг перед самим собой. Это залог личного счастья, которое предохранит в жизни от грубости и хамства, и гарантия того, что рядом будут находиться хорошие, добрые люди. Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, кто много читал, получил образование, много путешествовал и знает несколько языков.А между тем можно все это иметь и быть неинтеллигентным, а можно ничем этим не обладать, а быть внутренне интеллигентным человеком, тем, кто способен уважать и себя, и другого человека, его мнение, культуру и вероисповедание. Кто умеет договориться и пойти на компромисс. Кто признает права другого человека быть таким, какой он есть. Кто умеет сомневаться, слушать и слышать другого. Интеллигентный человек не обидит, не оскорбит, даже если ему сделали больно. И в любых, даже самых трудных обстоятельствах, останется человеком. Быть интеллигентным – значит не мусорить вокруг себя – ни окурками, ни руганью, ни дурными помыслами. Быть интеллигентным – значит уметь незаметно (именно незаметно) помочь другому. И тогда есть надежда, что мир станет хоть чуточку добрее.И еще одна ступень.В жизни всякое бывает, и победы, и поражения. Нет человека, который бы не проигрывал и не ошибался. Есть один вид спорта, который всегда интересно смотреть, – это фигурное катание. Кроме того, что оно зрелищно, красочно, музыкально, оно учит искусству ошибаться. Всегда восхищает, как спортсмен исправляет ошибки прямо во время танца. Упал, встает и продолжает танцевать, как будто и не было падения.Но ведь в жизни ошибок бывает больше, чем в танце на льду. Какой дать совет моим воспитанникам? Чему научить? Надо уметь признаваться себе в ошибках и немедленно их исправлять. А окружающим необходимо реагировать так, как реагируют зрители на соревнованиях, награждая упавшего и нашедшего в себе силы встать спортсмена аплодисментами.И тогда есть надежда, что миссия воспитателя выполнима и мир станет чуточку добрее.На этой ступени мы остановимся. Пусть дальше каждый педагог идет самостоятельно. Не будем ему мешать. А чтобы путь был светлым, вспомним простые и мудрые «Письма о добром». Я думаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев был бы рад, узнав, что его размышления помогают нам правильно жить: «Что же самое главное в жизни?.. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы… В жизни надо иметь служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Находите сами для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед…»Я верю, что тогда мир станет добрее…Ольга КОЛЕСНИКОВА, воспитатель детского сада №37, Санкт-Петербург
Комментарии