search
main
0

Вверх по ступеням

1962 год. Мне четыре года. Я рассаживаю всех своих кукол и, подражая воспитательнице из детского сада, провожу занятие. Взрослой фразы «педагогическая философия» я еще и не слышала: родители мои – простые рабочие, среди родственников учителей не было. Но то, что я тогда интуитивно в детстве поняла, – не бывает учителя без учеников – стало моим первым «педагогическим» открытием, первой ступенькой в профессиональном становлении.

Сегодня на дворе уже ХХI век, 2010 год. Мне 51. Из 35 лет, отданных работе, 31 год я преподаю русский язык и литературу. Сколько учеников прошло через мои руки? Не знаю. А вот тех, кто вслед за мной выбрал филологию или педагогику в качестве своей профессии, помню. Я счастливый учитель: мое дело есть кому продолжить. И это вторая ступенька в моей философии: учитель только тогда состоялся, когда у него есть последователи, единомышленники. А еще лучше, если те, кому ты передавал свои знания, переросли тебя!

Восхождение по ступеням педагогической философии сродни восхождению в горах. Пока находишься у подножия, все легко. Но вот пройдены первые метры, начинаешь чувствовать дрожание в напряженных руках и ногах, затем сбивается дыхание…- может, бросить все и вниз, на равнину? Усилием воли заставляешь себя успокоиться и продолжаешь подъем. Вдруг сорвалась нога (плохо вбит крюк) – и ты, почувствовав холодное дыхание смерти, просишь прощения за все, в чем был и не был виноват. Но Бог хранит тебя. И ты продолжаешь восхождение к вершине. Вот только достигнуть ее тебе, учитель, вряд ли удастся. Как у знаний нет границ, так нет предела и в педагогике. За мою долголетнюю работу еще ни одна ситуация не повторилась с точностью до мелких деталей, поэтому каждый раз я ищу оригинальные решения возникших проблем, по-новому отвечаю на старые вопросы.

Порой мне кажется, что педагогическая философия – это самая обыкновенная лестница. Через одни ступени, как, например, планирование урока, перешагиваешь легко. На других (организация исследовательской работы, использование опорных конспектов) задержишься недолго. Третьи приходится «брать штурмом» – индивидуальная работа с учащимися на уроке, формирование прочных навыков грамотного письма. Есть и такие, на которые ступить боишься: так все шатко и неопределенно (ЕГЭ, профилизация образования). Но ведь встаешь! И идешь дальше! И в этом смысл жизни педагога – не бояться трудностей, быть первопроходцем, вести за собой других.

Кто-то из великих сказал: «Если Бог хочет наказать человека, то сделает его учителем». Чтобы вести за собой, я должна иметь чистое сердце и чистые мысли. Мною должна править Любовь к людям, к детям.

Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте