В 1980 году, когда вышла в свет эта пьеса, ее автор Людмила Разумовская и предположить не могла, что пройдет несколько лет и ее вначале запрещенное произведение о захвате учительницы в заложницы своими учениками в 1988-м будет экранизировано, еще через несколько поставлено практически во всех театрах Советского Союза, а после приобретет и мировую известность. XXXIII Московский кинофестиваль представил на суд зрителей и жюри очередную версию «Дорогой Елены Сергеевны» – ленту французского режиссера Шарлотты Сильвера «Эскалация».
Итак, четверо учеников неожиданно являются с букетом цветов и подарками, чтобы поздравить своего завуча Алис Наба с днем рождения, но она и не подозревает, что ими руководят отнюдь не благородные намерения. Выясняется, что настоящая цель гостей – произвести подлог экзаменационных работ, чтобы исправить результаты. Когда героиня отказывается помочь ребятам и тем самым стать их сообщницей, подростки угрожают ей расправой и запирают в собственном доме. Такова официальная аннотация фильма, очень схожая с кратким пересказом оригинала. Как мы знаем из последних событий, ЕГЭ во Франции тоже списывают и вообще у нас много похожих проблем. Однако французы не просто решили поделиться своими размышлениями на тему образования и нравственного воспитания, они пошли гораздо дальше. И если рязановский фильм скорее психологическая драма, то франко-испанская история (фильм-копродукция) – это триллер с запугиванием, насилием и убийством.Наша отечественная Елена Сергеевна в исполнении Марины Нееловой – замученная тетрадями и учениками, с неустроенной личной жизнью, живущая с престарелой мамой – словом, как говорят в народе, настоящая училка. Алис Наба в исполнении музы Педро Альмодовара – знаменитой испанской актрисы Кармен Мауры сначала кажется просто скучающей дамочкой, в элегантном платье, в неплохой квартире с энным количеством алкоголя. Да и кроме больной матери у нее есть любимый мужчина.Ее ученики – это тоже не наши советские лодыри, живущие в рабочих районах, для которых плохие оценки означают невозможность поступления в вуз, скорый призыв в армию с возможным трагическим финалом (пьеса была написана во время начала афганской кампании) и ПТУ. Воспитанники Алис – детки из богатых семей, чьи родители занимают высокие посты. Одним телефонным звонком они могут разрешить практически любые проблемы, например спасти жизнь матери Алис. И вот тут, казалось бы, во французской «Эскалации» происходит несостыковка. Пойдут ли на самом деле эти богатенькие мальчики поколения Next на все, даже на преступление, насилие или убийство ради каких-то отметок? Режиссер убеждена: и хорошие мальчики, развращенные деньгами и всевозможными современными гаджетами, могут быть плохими.В этой ситуации Алис успевает спрятать нож за резинку чулок, что не может не шокировать российского зрителя. Понятно, что нож ей нужен для самообороны, что она загнана в такие рамки, когда надо спасать уже не просто свои моральные принципы, а свою жизнь. Однако школьная учительница все-таки не Брюс Уиллис. Когда на ее глазах происходит сцена насилия, она не находит в себе силы применить оружие против учеников. И здесь вспоминается другой французский фильм – «День юбки», про который мы писали. В нем учительница, героиня Изабель Аджани, в похожей ситуации также до самого финала пытается сохранить жизнь и достоинство своих юных мучителей. Французская «Елена Сергеевна» не смогла убить главного негодяя – за нее это сделал другой ученик, отобравший у нее нож.Как говорит режиссер «Эскалации» Шарлотта Сильвера: «К сожалению, события, описанные Разумовской, встречаются во Франции все чаще и чаще». Увы, в России тоже.
Комментарии