search
main
0

Вверх по лестнице ремесел

Вверх по лестнице ремесел

Поднимаются ребята, чтобы стать настоящими мастерами своего дела

От легкого дуновения покачиваются шифоновые платья, вздрагивают нежные шелковые шали, под стеклом маняще мерцает серебро. Это выставочный зал Московской школы художественных ремесел, уникального учебного заведения, соединяющего одновременно колледж и вуз.

Россия богата народными промыслами, но в пику этому разнообразию схемы обучения мастерству и применения знаний однотипны: профтехучилище – предприятие. Или профтехучилище – обучение в вузе не по специальности. Другими словами, тупик. И все-таки в школе ремесел эту проблему решили.

– Широкий кругозор, движение мысли – вот что такое высшее образование, – говорит директор МШХР, член-корреспондент РАО, заслуженный учитель России, член Союза дизайнеров России Валентина Максимович. – Почему в мире музыки по классу кларнета или гобоя есть возможность закончить факультет в вузе, а по художественной вышивке, которую так ценят во всем мире, – нет. Каким бы талантливым человек ни был, стремление стать более совершенным ему необходимо. Именно об этом мы думали, когда стали готовить документы об открытии кафедры декоративно-прикладного искусства. В 1997 году нам разрешили включить в счет плана колледжа несколько наших выпускников, с тем чтобы они получили высшее образование. Возник вопрос о лицензии. И началось: то необходим выпуск не менее 60 человек, то среднее учебное заведение не может давать вузовской подготовки, то Минкультуры не имеет права открывать кафедру без разрешения Минобразования. Словом, масса препятствий. Без упорства в нашем деле не обойтись. Мы выставились в химкинском Университете культуры. И благодаря пониманию и усилиям ректора Татьяны Григорьевны Киселевой кафедра начала свое существование. До нынешнего года мы принимали туда только своих выпускников. Это замечательно, но что же делать девочкам из Вологды, Холуи, Федоскина? Так и будут пропадать после ПТУ? Говорим о возрождении провинции, а как она будет возрождаться, если мы ее не учим?! И вот с этого года мы решили приглашать на кафедру в качестве консультантов по специализации художников из региона. Курс общенаучных дисциплин будут читать профессора университета, спецкурсы по технике – наши педагоги, причем среди них – заслуженные учителя, кандидаты наук, не говоря уж о том, что все они – члены Союза художников или дизайнеров, а главное, человек будет учиться искусству своего родного края. Традиции будут продолжаться, а не забываться, как, например, в Петербурге, где, вместо того чтобы поднимать Ломоносовское фарфоровое дело, рисуют городецкие узоры.

В отличие от “Строгановки”, мы ввели на кафедре такие предметы, как “Педагогика и психология”, “Психология художественного творчества”, “Методика преподавания специальных дисциплин”. Нам важно выпустить не художника вообще, станковиста, а художника-педагога.

– Что представляют собой дипломные работы тех, кто учится в университете?

– Вузовские дипломные работы – это коллекции изделий. Задана тема, допустим, три платья для женщин разного возраста, но на одном материале и одним определенным видом художественной вышивки. То же у ювелиров, у художников по металлу.

– Готовые изделия можно купить?

– В Вене у нас есть постоянно действующая выставка при торгпредстве России в Австрии. Там делается наш маленький бизнес. Иначе нельзя, материалы у нас натуральные и очень дорогие. Одна краска стоит около 500 рублей за литр…

Создав кафедру декоративно-прикладного искусства, мы выстроили мост от среднего к высшему образованию. Не забыли и про дошкольное. При колледже есть детская школа прикладного искусства. В нее приходят дети от 4 лет. И как приходят! Мальчики в бабочках и костюмах. Девочки в красивых платьях. Занятия у них ведут студенты университета. Очень эффективная практика. Если уж мы ведем речь об эстетическом восприятии мира, давайте начинать с малого. Пусть к нам приведут немного малышей, но начало знакомства с прекрасным у них будет достойным.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте