Трудно писать о вещах настолько взаимосвязанных. Нет свободы без выбора, а выбора – без ответственности за него, одно обусловливает другое. Да и как подходить к вопросу о свободе учителя? Учитель – прежде всего человек и гражданин, поэтому имеет те же свободы, что и остальные люди. Да и свобода вещь очень относительная, так как в любых рамках есть степень свободы, смотря как подходить к ситуации.
Яркий тому пример – инвалиды: в прочих равных условиях один отчаивается, озлобляется и ограждает себя от жизни, а другой принимает «условия игры» и находит возможность радоваться жизни. Свобода – это внутренняя потребность и внутреннее ощущение человека, и границы здесь человек выстраивает себе сам.Что касается учителя, то для него свобода – это производственная необходимость. Человек, внутренне несвободный, одержимый страхами, едва ли может научить другого мыслить, относиться к жизни вдумчиво, понимать ее сложность и глубину.Свободен ли учитель сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, я провела маленькое исследование. Я задавала коллегам в Сети простой вопрос: «В чем наша свобода, учитель?» И мнения разделились: одни считали свой труд рабским, и казалось, слово «свобода» им не знакомо, другие же уверенно отвечали, что наша свобода в нашей ежедневной работе – в творчестве, общении, образе мыслей. Опять подтверждается факт, что человек в любой ситуации может чувствовать себя свободным, если сам того захочет. Кстати, тут как раз и вопрос о выборе возникает: ныть, ворчать и плакать или поднять голову и с улыбкой двигаться дальше? Что ты выбираешь, учитель?Я свободный учитель, потому что сама выбираю формы и методы работы, придумываю новые приемы и всячески вношу творческое разнообразие в преподавание. Заставь меня работать по чужим конспектам – ничего хорошего не получится. Моя творческая свобода позволяет мне делать выбор, обусловленный соотношением возможностей и потребностей учеников, целей урока и моих собственных интересов, а также ситуацией. Но выбор порождает ответственность прежде всего перед собственной совестью: а все ли я сделала, чтобы помочь ученику? Необходимость ежедневного ответа на этот вопрос и природное любопытство толкают меня на постоянное познание нового: новые технологии, новые методики, новые открытия, новые сферы применения стандартных вещей… Результатом такого познания становятся расширение возможностей и еще большая свобода, как творческая, так и личностная. Мне становится проще сделать выбор в пользу ученика, почувствовать его потребности, удивить и увлечь. Кроме того, мне становится проще признать свои ошибки, которые тоже случаются. Да и ответственность за будущее маленького человека уже не ощущается как тяжкое бремя.Современный учитель… Если посмотреть это словосочетание в Интернете в любой поисковой системе, то складывается образ успешного, креативного, очень позитивного молодого человека, владеющего всеми возможными техниками и навыками, готового с полной самоотдачей вовлекать любых детей и взрослых в мир науки. Насколько реален этот образ?Если учитель хочет быть современным, он должен быть мыслящим человеком, способным выбирать из бурного потока новшеств только то, что поможет его ученикам научиться думать, ибо, как говорил Вольтер: «Чем люди просвещенней, тем они свободней».Вот и получается, что свобода порождает выбор, ответственность за выбор побуждает искать новой свободы, где снова есть выбор. Замкнутый круг? Нет. Колесо или лестница, которая ведет человека к саморазвитию и позволяет современному учителю остаться таковым.Дарья ГАЛГАНОВА, учитель информатики школы №185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Валентины Гризодубовой
Комментарии