Анатолий КАСПРЖАК, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, экс-директор гимназии №1505:
В любом обществе ожидания потребителя никогда не соответствуют возможностям системы образования, то есть возможностям учителя. Это вопрос образовательной политики, она на этом строится. Существует реальное противоречие между индустриальным поточным способом подготовки учителей и индивидуальным характером его деятельности. Собственно говоря, от разрешения этих противоречий в той степени, в которой это возможно, и зависит успешность системы образования и системы подготовки учителей.Сегодня подготовку педагогов в России ведут 167 вузов, в том числе 47 педагогических и 119 университетов. То есть педобразование уже давно находится не в официальной системе педагогического образования. Как бы ни относились к результатам мониторинга по эффективности вузов, он показывает, что 71,4 процента педвузов отнесены к группе учреждений, имеющих признаки неэффективности, тогда как среди медицинских их 10 процентов, а среди гуманитарных – 42 процента. Самые лучшие по уровню обученности ученики идут в медицинские вузы – видимо, общество уже оценило ценность здоровья, самые слабые – в педагогические.В 2011 году были выпущены 105 тысяч специалистов с высшим педагогическим образованием, что составляет 9 процентов от выпускников программы высшего образования, еще 40 тысяч педагогов выпустили учреждения СПО. Таким образом, мы выпускаем педагогов в три раза больше, чем нужно, почему-то у нас такой принцип, что когда нам нужно 10 педагогов, мы готовим 1000.Академик РАО Владимир Собкин в своей книге привел данные опроса студентов педвузов в 2007 году. Оказалось, что среди студентов первого курса педвузов лишь 22,3 процента хотели бы стать педагогами, на пятом курсе таких желающих было 10,1 процента. Но дело не в том, какой процент выпускников педвузов идет в школу, а в том, что эти 10,1 процента студентов из семей, где нет традиций высшего образования. В этом смысле педагогическая специальность для них – средство переезда из села в малый город, из малого – в большой город, говорить, что мы этим людям вручаем ответственность за культуру подрастающего поколения, нельзя. Раньше мы считали, что чем больше учителей мы подготовим, чем выше поднимем зарплату и добавим социальных льгот, тем больше выпускников придет на работу в наши школы. Но сегодня мы убеждаемся, что это не всегда так.Окончание бакалавриата и поступление в магистратуру для молодых людей откладывает время их осознанного выбора карьерной перспективы. Если мы говорим, что этот выбор нужно отложить, то что делать с теми, кто поступил в пединститут, проучился там три года, пришел на первую практику и понял, что больше никогда в жизни не войдет в школьную аудиторию, а институт оканчивать все равно нужно. Видимо, в педвузах должны быть созданы какие-то возможности окончить учебу не по педагогической специальности, а возможность освоения образовательной программы подготовки учителей не должна быть связана с одним учебным заведением. Кроме того, учителя, работающие в начальной, основной и старшей школах, должны быть людьми, работающими по разным методикам.Для будущего учителя должны быть сделаны акценты на практическую подготовку. Нас совершенно не удивляет, что врачи в последнее время практически работают в клиниках, но учитель у нас в своей «клинике» не работает. Речь при этом идет не только о практиках, но и о практической работе под присмотром опытного коллеги. Наша беда состоит в том, что у нас нет профессиональных сообществ, которые могли бы взять на себя проведение экзаменов освоения после бакалавриата и магистратуры и перед тем, как выпускник придет в школу. Есть другая стратегия – стратегия преодоления, когда учителя-наставника заменяет ансамбль педколлектива, когда в образовательном учреждении создается избыточно насыщенная образовательная среда, происходит открытие педагогического коллектива и доводка учителей до того уровня, который нужен.Сегодня, на мой взгляд, нужно вести речь не о реформировании педагогических вузов, а о безынституциональной реформе. Реформа должна обеспечить приход из школы в педвуз, в этом смысле в фокусе нашего внимания должен быть вход выпускника школы в вуз, удержание в нем талантливых людей, и в этом смысле нужна новая модель подготовки учителей. Что нужно сделать на входе в вуз на педагогическую образовательную программу? Первое – это разработка ежегодного мониторинга потребностей. Педагогическая профессия, как это ни смешно покажется, едва ли не единственная, для которой можно очень точно рассчитать потребность, но этим, строго говоря, никто не пользуется. Если мы, как в медицине, введем дорогие практики для будущего учителя, нам никаких денег не хватит и придется сокращать магистратуру, которая станет дорогой. Если она станет дорогой, то нам откуда-то нужно взять эти деньги и сделать так, чтобы 90 процентов тех, кого мы взяли в педагогическую магистратуру, пришли в школу. Поэтому нам нужно возрождение системы эффективной педагогической профессиональной ориентации школьников, так как нам нельзя терять людей. Я сам занимался педагогическими классами на рубеже 70-80-х годов и прекрасно понимаю, что у человека от желания быть похожим на свою учительницу Марью Ивановну до его прихода учителем в класс дистанция огромного размера, однако все-таки определенная профориентация необходима. И если после этого у нас будет 10 процентов учителей, это гениально, 5 процентов – хорошо, так как в 15 лет сделать выбор профессии сложно. Нам предлагают сделать дополнительные вступительные испытания для поступления в вузы на педагогические образовательные программы, но противники этого говорят о возможной коррупции, на этот счет нужно общественное мнение.Думаю, что нужно было бы ввести ускоренную магистратуру для тех людей, которые уже имеют высшее образование, с софинансированием этой подготовки из средств регионов. Для этих людей такая магистратура будет повышением квалификации и переподготовкой. Нам нужна, кроме этого, разработка гибкой модели многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников. 15 педвузов страны сейчас могут получить от Минобрнауки РФ деньги для апробации различных моделей, обеспечивающих многоканальность входа в профессию, например, возможен самый простой вариант – прием из непедагогического бакалавриата в педагогическую магистратуру, сложный – переход из педагогического бакалавриата в непедагогический и обратно, обсуждаемый – получение педагогических компетенций через интернатуру, стажировки и практики, прохождение программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций, получение в период освоения в ведущих университетах программ ускоренного освоения квалификации учителя-предметника. Если человек пришел в школу из другой отрасли, то он должен сдать какой-то экзамен, тогда осмысленной становится разработка специальных программ ускоренной подготовки учителей в институтах повышения квалификации.Если мы будем оценивать учителей в соответствии со стандартом профессиональной педагогической деятельности, разработанным группой Евгения Ямбурга, то аттестацию пройдут не все педагогические коллективы. Однако высокий уровень педагогических команд должен быть результатом образовательных программ подготовки и повышения квалификации учителей. Хорошо было опробовать сетевые модели работы с учителем, открыть вузы, инновационные школы, учреждения дополнительного образования, которые могли бы стать партнерами, потому что, как только возникнет вопрос о стажировках, тут же появится следующий – где их проводить. Когда был создан Московский городской педагогический университет, то после четвертого курса его студенты год работали в школе. Пока учителей в 90-е годы не хватало, школам за это не платили, но потом студентам стало негде работать. Теперь вузы, которые реализуют педагогические программы, должны иметь свои площадки, на которых эти студенты будут такой работой заниматься, ведь это серьезное дело. Медицинские вузы имеют кафедры в больницах, но они этим занимались столетиями, в педагогике это предстоит начинать с начала.
Комментарии