Высшее образование в России в ближайшие годы ожидают значительные перемены. Поэтапно будет вводиться третье поколение госстандартов, уровневую подготовку кадров закрепят законодательно, в дипломах бакалавров и магистров появится новое приложение по типу европейского Diploma Supplement, а вузы получат право формировать образовательные программы и выдавать собственные дипломы.
О механизмах перехода к европейской модели высшей школы говорили на коллегии Минобрнауки РФ, где был представлен новый макет федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Он вступит в силу в 2010 году одновременно с полномасштабным вхождением России в Болонский процесс. Структура стандарта останется цикловой – гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественно-научный; профессиональный; практики и научно-исследовательская работа. При этом каждый цикл- модуль поделится на базовую и вариативную части. Состав дисциплин цикла регламентировать не станут, и вузы смогут самостоятельно проектировать программы. Основной акцент в подготовке кадров будет сделан не на сумму знаний, а на набор компетенций – профессиональных умений и навыков. Единые требования к компетенциям и освоению программ обеспечат единство образовательного пространства. Формировать их будут при активном участии работодателей.
Уровневую систему подготовки кадров планируется закрепить законодательно. Так что четырехлетняя подготовка бакалавров и двухлетняя – магистров станет основной, а непрерывная пятилетняя подготовка специалистов сохранится только в некоторых областях, требующих непрерывного образования. Перечень таких специальностей определит правительство.
Говорили на коллегии и о проекте примерного перечня направлений подготовки и специальностей. Его окончательно сформируют после экспертизы и утверждения ФГОС. Однако уже сейчас известно, что перечень радикально сократится. После слияния в более общие направления подготовки и ликвидации устаревших специальностей из 500 имеющихся останется всего 130.
P.S. Новое поколение стандартов разработано также для общего образования. Их концепция обсуждалась в Санкт-Петербурге на «круглом столе» в Российском государственном университете им. А.И.Герцена. Читайте об этом в ближайших номерах «УГ».
Комментарии