search
main
0

Вузы на пути оптимизации

В каком состоянии российское военное образование? Престижна ли профессия офицера? Много ли желающих поступать в военные вузы? На эти и другие вопросы отвечает главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Алексей МАСЛОВ.

– Какие военно-учебные заведения находятся в вашем подчинении? Какие из них наиболее популярны? Расскажите, пожалуйста, о конкурсе поступающих в нынешнем году?

– В сеть военных образовательных учреждений Сухопутных войск входят 17 высших военно-учебных заведений – 5 военных академий и 12 высших военных училищ. Это 6 общевойсковых вузов: Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ, Московское, Казанское, Дальневосточное, Челябинское и Новосибирское высшие военные командные училища (ВВКУ). 4 вуза ракетных войск и артиллерии: Михайловская военная артиллерийская академия (ВАА) в Санкт-Петербурге, Коломенское, Казанское и Екатеринбургское высшие артиллерийские командные училища. 2 вуза войсковой ПВО: Военная академия в Смоленске и Оренбургское высшее зенитное ракетное училище. 2 учебных заведения войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ): Военная академия РХБЗ им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, которая до 1 июля следующего года должна быть передислоцирована в Кострому, и Костромское высшее военное командно-инженерное училище РХБЗ. К 1сентября

2006 г. оно войдет в состав Военной академии РХБЗ. Еще 3 вуза инженерных войск: Военно-инженерная академия в Москве, Нижегородское и Тюменское высшее военно-инженерные командные училища (ВВИКУ).

В среднем конкурс в вузах Сухопутных войск в этом году составил 2,5 человека на место. Наиболее популярно Новосибирское ВВКУ. Там конкурс был порядка 4,6. В Михайловской ВАА – 3,5, а в Дальневосточном ВВКУ – 3 человека на место. Примерно столько же (3 юношей) соревновались за каждую «путевку в курсанты» в Военно-инженерной академии, Нижегородском ВВИКУ и Тюменском ВВИКУ.

– Какие специальности приобретают выпускники?

– Военные академии Сухопутных войск готовят офицеров с высшим военным образованием, специалистов в области управления крупными воинскими формированиями и для исполнения в последующем должностей от заместителей командиров полков, им равных и выше, а также преподавателей военно-учебных заведений. Военные училища – офицеров с высшим военно-специальным образованием на первичные офицерские должности командиров взводов и им равных; после получения войскового опыта таких выпускников ждет последовательное продвижение по службе до командира батальона включительно.

Военно-учебные заведения готовят офицеров мотострелкового и танкового профилей, а также офицеров для ракетных войск и артиллерии, войсковой ПВО, инженерных войск и войск РХБЗ. Кроме того, они реализуют программы подготовки гражданских специалистов с высшим образованием. Особенно выигрышна в этом плане подготовка по специальности «Управление персоналом (Вооруженные Силы, другие войска)» на основе государственного стандарта «двойного назначения». По ней курсанты кроме военной специальности получают еще и гражданскую – с квалификацией «менеджер». Оптимальное сочетание гражданской и военной специальностей позволяет готовить высококлассных специалистов в области управления коллективами, востребованных не только в Вооруженных Силах, но и в гражданской жизни.

– Число желающих поступать в военные вузы не в последнюю очередь зависит от того, как пропагандируются учебные заведения. Что можно сказать об этом?

– Возьмем для примера Московское ВВКУ. Типография этого вуза ежегодно издает сборники материалов для подготовки к вступительным экзаменам в училище, которые рассылают в военкоматы субъектов Федерации, суворовские военные училища и кадетские корпуса. В них есть вся необходимая информация, которая может заинтересовать будущих курсантов. Кроме того, училище направляет эти сборники в органы управления военным образованием военных округов, на которые приказом министра обороны РФ 2002 г. №205 возложена координация работы по военно-профессиональной ориентации и предварительному отбору граждан на учебу в вузы.

В училище регулярно проводятся Дни открытых дверей. Ребята, желающие поступить в вуз, их родители, друзья могут задать вопросы, касающиеся обучения, членам приемной комиссии, преподавателям, командирам курсантских подразделений, познакомиться с условиями жизни. Никаких секретов у нас, конечно, нет.

В ходе зимнего каникулярного отпуска курсанты выступают перед школьниками в тех образовательных учреждениях, где учились. Кроме того, в вузе с февраля по май работают курсы по подготовке кандидатов к вступительным экзаменам.

Это лишь малая толика того, что делается нами для пропаганды Московского ВВКУ и вузов Сухопутных войск в целом. Но я считаю, что проблема подготовки офицерских кадров не должна быть лишь проблемой самих вузов и даже Вооруженных Сил. На государственном уровне необходимо принимать решения об усилении военно-патриотического воспитания молодежи с помощью школ, общественных молодежных организаций, СМИ. В обществе должно быть сформировано позитивное мнение о роли и месте армии, ее костяка – офицерского корпуса.

– Достаточно ли знаний получает курсант за годы учебы, чтобы стать подготовленным специалистом? Какие проблемы подготовки офицерских кадров сегодня наиболее остры?

– Министр обороны РФ издал приказ от 30 июня 2002 г. № 236 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 27 мая 2002 года № 352 «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Цель реформирования – приведение ее количественных и качественных параметров в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил.

Реализация программы предполагает решение следующих основных задач. Во-первых, создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил и других войск в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку. Во-вторых, повышение качества военного образования, приведение уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми актами и требованиями военно-профессиональной деятельности. И в-третьих, повышение эффективности управления военным образованием.

Мероприятия программы затрагивают все элементы системы военного образования и требуют поэтапного подхода к их реализации. На первом этапе (2003 – 2005 гг.) проведена разработка методологических основ, научно-методических рекомендаций по совершенствованию системы военного образования и повышению эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров. Также проведена комплексная оптимизация сети военно-учебных заведений и устранение избыточного количества военно-учебных заведений. В частности, было принято решение о передислокации в Кострому и слиянии с Костромским ВВКИУ академии РХБЗ, рассматриваются вопросы слияния некоторых других вузов. Проделана работа и по совершенствованию содержания, информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, закреплению научно-педагогических и научных кадров в военно-учебных заведениях.

На втором этапе (2006 – 2010 гг.) предусматривается, во-первых, реализация мер, направленных на полное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил и других войск в офицерах, при рациональном расходовании средств федерального бюджета. Во-вторых, приведение материально-технической базы и информационно-методического обеспечения оптимизированной сети военно-учебных заведений в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, реализация мер материального и морального стимулирования педагогического труда. Планируется также создание межотраслевой (сопряженной) автоматизированной системы получения, обработки, хранения и передачи открытой информации по вопросам управления военным образованием.

До недавнего времени одна из наиболее острых проблем в подготовке выпускников вузов Сухопутных войск заключалась в низком уровне практической направленности обучения. Это приводило к оторванности образовательного процесса от реальных задач, которые решали в войсках, к слабым знаниям возможностей и способов боевого применения сил и средств других родов войск и специальных войск в общевойсковом бою, низким навыкам в постановке боевых задач и управлении огнем.

В связи с этим были уточнены учебные планы и программы. Главное командование Сухопутных войск поставило задачу должностным лицам военных округов, на территории которых дислоцируются военно-учебные заведения, направлению военного образования Сухопутных войск, начальникам вузов по организации тесного взаимодействия в усилении практической подготовки слушателей и курсантов.

Сегодня руководящий состав округов стал более активно участвовать в повышении качества подготовки будущих офицеров. В училищах и академиях курсантам и слушателям создают все необходимые условия для получения теоретических знаний с возможностью апробации их в практической деятельности войск. Так, в 2006 г. курсанты училищ мотострелкового и танкового профилей на четвертом курсе пройдут дополнительную стажировку в должности командира роты.

Помимо этого, для реализации наиболее прогрессивных форм обучения особое внимание главного командования Сухопутных войск обращено на техническое переоснащение учебно-материальной базы, принципиально пересматривается подход к научному, учебно-методическому и техническому обеспечению образовательной деятельности вузов. Реализован ряд предложений по повышению статуса преподавательского состава вузов, продолжается работа по совершенствованию системы управления военным образованием. Наиболее активно и целенаправленно задачи совершенствования образовательного процесса решают в Общевойсковой и Михайловской военной артиллерийской академиях, Московском и Дальневосточном ВВКУ.

Важнейшая задача обучения в вузах Сухопутных войск – повышение качества подготовки слушателей и курсантов и поддержание его на уровне мировых стандартов. Ее решение невозможно без повышения фундаментальной теоретической подготовки выпускников при сохранении практической направленности за счет профилизации на завершающем этапе обучения.

– До недавнего времени одна из острейших проблем заключалась в том, что в военные вузы нередко поступали те, кто хотел лишь получить хорошее образование, избежать срочной службы в армии. А как сегодня? Многие ли первокурсники становятся офицерами и продолжают службу? Что говорит статистика?

– К сожалению, не все поступившие на первый курс доходят до выпуска. Но процент отчисления из военно-учебных заведений сегодня ниже, чем еще лет 5 назад. Основные причины, по которым мы расстаемся с бывшими курсантами, – неуспеваемость и низкая дисциплина.

Военно-учебным заведениям разрешено принимать порядка 10 – 20% курсантов сверх установленных заданий. Это позволяет отчислить случайных людей, принятых в вузы, и в то же время выполнить плановые задания. Можно сказать, что 10 – 20% – это результат недоработок и ошибок при военно-профессиональном отборе в военкоматах и учебных заведениях. Но следует понимать, что избежать ошибок невозможно, а выполнять плановые задания необходимо. Избытка офицеров младшего командного состава в войсках пока нет и не предвидится.

И все же я хотел бы констатировать: в целом молодежь стала стремиться получить высшее образование именно в военно-учебных заведениях. Этому способствуют различные факторы. Среди них – повышение социального и материального статуса офицера, возможность самореализации молодежи после окончания военно-учебного заведения как в военной, так и в гражданской сферах деятельности. Кроме того – это единственная возможность получения высшего образования юношами из малообеспеченных семей.

В этом есть как положительные стороны, так и отрицательные. С одной стороны, увеличивается привлекательность военно-учебных заведений, увеличивается и конкурс в них. С другой – определенное число офицеров, зная, что как специалисты они будут востребованы на гражданском рынке труда, увольняются с военной службы сразу после окончания военных вузов или через 5 – 10 лет после выпуска. Для Вооруженных Сил это непродуктивно. Естественный выход – организация обучения по чисто военным специальностям, возможность которого закреплена законодательно. Вместе с тем скоропалительные и непродуманные решения могут привести к утрате тенденции роста интереса молодых людей к учебе в военных вузах.

– Доводилось ли курсантам, слушателям выезжать за рубеж, участвовать в совместных учениях, других мероприятиях с иностранными военнослужащими? Каковы результаты?

– Одна из таких поездок состоялась 22 мая – 5 июня 2005 г. Было проведено двустороннее российско-американское командно-штабное учение Сухопутных войск «ТОРГАУ – 2005», в котором приняли участие офицеры Общевойсковой академии и курсанты Московского ВВКУ.

В ходе учения проведены совместные занятия российских и американских военнослужащих на базе Учебного центра «Выстрел» Общевойсковой академии ВС РФ в Солнечногорске и Учебного центра сухопутных войск США в Европе (г. Графенер, Германия). Они отрабатывали вопросы ведения боевых действий.

На занятиях курсанты Московского ВВКУ получили навыки владения стрелковым оружием, отдельными образцами вооружения и военной техники ВС США, офицеры Общевойсковой академии – опыт управления подразделениями при совместных действиях с армией другого государства. Результаты учения получили высокую оценку заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками по чрезвычайным ситуациям генерал-полковника Владимира Булгакова.

– Учатся ли в наших военно-учебных заведениях иностранные граждане? Из каких стран, по каким специальностям?

– Набор в вузы иностранных военнослужащих проводится в соответствии с положением об условиях и порядке приема в военно-образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны РФ. В вузах Сухопутных войск обучаются иностранные военнослужащие из 15 стран, в том числе из 7 стран СНГ и 8 стран дальнего зарубежья. Это свидетельствует о высоком авторитете российского военного образования.

– О состоянии вузов можно судить по научной работе в них, состоянии учебно-материальные базы. Каковы перспективы их развития?

– В вузах готовят научно-педагогические кадры в адъюнктурах. Также профессорско-преподавательский состав активно участвует в научно-исследовательской работе, а слушатели и курсанты – в конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов России по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Только в 2004 г. 25 конкурсантов из военных вузов Сухопутных войск награждены дипломами Министерства образования и науки РФ.

Военно-учебные заведения располагают современной материально-технической базой. Аудитории, лекционные залы, специализированные классы, кабинеты и лаборатории, другие учебные и учебно-вспомогательные помещения оснащены различными тренажерами, техническими средствами обучения. Все это обеспечивает высокое качество учебного процесса. Ему способствует и то, что военные вузы располагают квалифицированным профессорско-преподавательским и командным составом. На преподавательские должности в военные училища назначают офицеров с опытом командно-штабной работы в тактическом звене управления войсками и воинских должностях командира батальона (дивизиона) или его заместителей им равных и выше. При назначении на преподавательские должности в академии и военные университеты требуется опыт командно-штабной работы в оперативных (оперативно-тактических) звеньях управления войсками, на должностях командира дивизии (бригады, полка), заместителей командира дивизии (бригады), им равных и выше.

Около половины преподавательского состава учебных заведений имеют ученые степени. Ведется работа и по совершенствованию учебно-материальных баз вузов, в том числе созданию новых тренажеров. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить традиции подготовки офицерских кадров на самом высоком уровне.

Сергей БЕЛКИН, Андрей ГАВРИЛЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте