Итоговая коллегия в Минобрнауке РФ – хороший повод поговорить не только о сделанном, но и том, чего достигнуть не удалось. «На фоне значительных изменений в лучшую сторону еще сильнее видны недостатки», весьма точно заметил один из выступающих, точно так же, как во время ремонта в квартире, особенно заметны всяческие недоделки. Надо сказать, что скучать на нынешней коллегии не пришлось, во-первых, министр строго следил за соблюдением регламента, поощряя лаконичных докладчиков, а во-вторых, тем, кто брал слово для выступления, действительно было что сказать. Да и сам Андрей Александрович задал тон своим подчиненным, по древу мыслию не растекался, точно обозначая главные образовательные и научные события прошлого года и определяя задачи на нынешний.
СтатфактС 1 января 2006 года установлены специальные государственные стипендии правительства.Аспирантам – 3 тысячи рублей.Студентам государственных вузов – 1200 рублей.Студентам ссузов – 700 рублей.Увеличены ежемесячные доплаты за ученую степень кандидата наук – до 3000 рублей, доктора наук – до 7000 рублей.
Русская школа в Таджикистане – тоже наша забота
Среди основополагающих документов, принятых в 2006 году, министр назвал федеральный закон о введении единого госэкзамена, а также поправки в законодательство по обеспечению доступности среднего и высшего профобразования для военнослужащих. Не обошел министр вниманием и доплаты родителям за содержание ребенка в ДОУ. Кроме того, Андрей Александрович подчеркнул важность законопроекта о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования, принятого Госдумой РФ во втором чтении, и законопроекта о расширении прав работодателей. От законов министр плавно перешел к конкретным цифрам, дающим некоторый повод для оптимизма.
– По данным Росстата, – заявил Андрей Александрович, – средняя зарплата в образовании на декабрь 2006 года составила 9273 рубля, а это 74 процента от средней зарплаты в экономике. – Это стало возможным за счет выплат за классное руководство, премий лучшим учителям, а также привлечения значительных средств регионов. Разумеется, главное событие года – реализация нацпроекта «Образование», – продолжил свой доклад министр, – причем важнейший результат проекта – системные изменения практически по всем направлениям образования – от дошкольного до высшего. Всего на реализацию нацпроекта в 2006 году выделено 29 миллиардов рублей, а в 2007 году планируется увеличить финансирование до 48,6 миллиарда рублей (рост почти на 68 процентов). Особенно министра порадовало то, что «в реализацию проекта активно включились регионы и что по всей России начали действовать механизмы обновления качества образования».
– Кроме того, – подчеркнул Андрей Александрович, – этот год дал ощутимые результаты по внедрению нормативного финансирования, что нормализовало наполняемость классов до педагогически целесообразной. (В сельской местности – с 10 человек до 12 в среднем на класс). Новая система оплаты труда обеспечила только за счет резервов отрасли повышение заплаты педработникам до 30 процентов.
Особое внимание министр уделил социальной защите детей, отметив, что в 2006 году 87685 детям-сиротам удалось обрести семью (это 63 процента всех сирот России). Все это стало возможным благодаря принятию постановления правительства, устанавливающего субсидии для ежемесячных выплат на содержание ребенка в приемной семье в размере 4 тысяч рублей и на выплату заработной платы приемным родителям (2,5 тысячи рублей).
– Важнейшим документом, принятым правительством в этой сфере, стала Стратегия государственной молодежной политики РФ, – сообщил Андрей Фурсенко. И обозначил главные задачи в сфере молодежной политики на 2007 год. Это прежде всего реализация стратегии молодежной политики в России, подготовка государственной программы по оказанию государственной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, разработка мер по профилактике социального сиротства и содействие устройству детей- сирот на воспитание в семьи. То, что намерения в области молодежной политике не голословные, министр дал понять, призвав Департамент по молодежной политике представить Минфину все необходимые расчеты по финансированию мероприятий, связанных с приемом детей в семьи и с реализацией развития молодежной политики.
Российское образование успешно интегрируется в мировую систему образования, причем есть уже и конкретные результаты работы Минобрнауки и правительства Итальянской Республики – проект соглашения о взаимном признании документов о высшем образовании, который передан на рассмотрение итальянской стороне. Не забыл министр и об итоговом документе по вопросам образования, принятом на саммите стран-членов «Группы восьми» в Cанкт-Петербурге.
Завершая разговор о международном сотрудничестве, Андрей Александрович отметил одно, «на первый взгляд незначительное, но такое важное действие Министерства и Рособразования» – сохранение русской школы в Таджикистане.
Будем бороться с псевдовузами
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов был, пожалуй, самым кратким и решительным настолько, что даже министр попросил его «не пугать». Болотов сообщил, что за год было проверено 300 вузов, причем работа 30 процентов из них соответствует норме. 40 процентов вузов грешат отдельными нарушениями, а еще у 30 процентов серьезные проблемы. Повторное лицензирование проведено в 700 вузах и их филиалах, 27 филиалов закрыто, приостановлено действие 26 лицензий и аннулирована одна. По словам руководителя Федеральной службы надзора, низким качеством грешат филиалы, два из них даже пришлось закрывать через суд, некоторые филиалы, спохватившись, вузы стали закрывать самостоятельно.
– Еще одна проблема – представительства, – сообщил Виктор Александрович, мы проверили 100 представительств, и у 40 из них были нарушения, 20 вообще пришлось закрыть или реорганизовать. Болотов также сообщил, что необходимо провести оптимизацию диссертационных советов, тем более что «норме соответствуют не более половины из них».
Виктор Александрович рассказал участникам коллегии, что помимо ЕГЭ сейчас ведется эксперимент по введению единого муниципального экзамена в 9-м классе. Если в 2005 году в нем участвовало всего 9 регионов, в 2006-м – 45, то в текущем году 60 субъектов РФ охвачено ЕМЭ.
Руководитель Рособразования Григорий Балыхин свое выступление посвятил в основном реализации нацпроекта «Образование», заявив, что 2006 год стал годом качественного перелома, причем не только из-за материального потенциала.
– Самое главное, что образование стало приоритетом для государственной политики. Почувствовав это, педагоги стали относиться к нацпроекту с доверием и пониманием, увеличилось число желающих участвовать в конкурсах в рамках нацпроекта, – заметил Григорий Артемович.
Впрочем, Балыхин не боялся говорить и о недостатках: в школы Южного федерального округа поставили некомплектные кабинеты физики. В остальных округах поставки кабинетов физики были сорваны. Обнародовал Балыхин и факты нецелевого использования денег, выделенных на доплаты за классное руководство.
Даешь целевую аспирантуру!
Кульминацией коллегии, на мой взгляд, стало выступление ректора Государственного университета – Высшей школы экономики. Как и всегда, Ярослав Иванович был смел и неожиданен в своих предложениях:
– В советское время аспирант получал среднюю зарплату 120 рублей. А сегодня мы сетуем на качество подготовки аспирантов, но ведь не может человек учиться даром целых три года. Поэтому если мы хотим, чтобы аспиранты действительно занимались научными исследованиями, необходимо платить им хотя бы 20 тысяч. Понятное дело, такие деньги для всех аспирантов найти нереально. Но ведь можно выделить целевую аспирантуру для научных образовательных учреждений.
По мнению Кузьминова, главные достижения за истекший год – принятие закона о ЕГЭ, старт нацпроекта «Образование» и принятие четвертой части Гражданского кодекса (о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации), закладывающего «цивилизованную основу для дальнейшего встраивания в мировой рынок».
Впрочем, куда важнее говорить не о достижениях, а о тех секторах, где есть отставание, -считает Кузьминов.
– Процесс ухудшающегося качества кадрового состава в образовании на 90 процентов обесценивает все наши усилия по обновлению информационной и методической базы, – убежден ректор Высшей школы экономики. – Чтобы добиться повышения качества образования в школе и училище, нужно восстановить эффективный контракт с учителем и мастером производственного обучения. Кроме того, чтобы стимулировать лучших педагогов, необходимо в 2008 году перейти на отраслевую систему оплаты труда, перевести общее и начальное профобразование на нормативно-подушевое финансирование.
Досталось от Ярослава Ивановича и университетам, вернее, тем 20-25 процентам (Кузьминов относит их к третьей группе) из них, которые, по мнению Кузьминова, дискредитируют российское образование на мировом рынке.
– Надо переходить к механизмам публичной защиты, – призвал Кузьминов, – выделив группы из 5-6 ведущих вузов по каждому направлению, пригласив на защиту также представителей работодателей. Эта относительно недорогая мера позволит существенно изменить ситуацию. Кроме того, надо выходить на внешнюю аттестацию, разработав отдельное законодательство по заочному и дистанционному обучению, а также обучению в филиалах вузов. Внешний экзамен при такой форме просто необходим, нельзя обманывать потребителей.
Что же касается лучших университетов, имеющих серьезный инновационный потенциал, то Ярослав Иванович предлагает найти для таких вузов в 2008 году, когда завершится финансирование инновационных вузов, хотя бы 5 миллиардов рублей на начатые в рамках нацпроекта программы научных исследований.
Разумеется, не смолчал и ректор МГУ Виктор Садовничий. И хотя сразу же заявил, что ректорский корпус оценивает работу министерства как положительную, тут же внес свои предложения, явно расходящиеся с общей установкой. Так, Виктор Антонович убежден, что у вузов должно быть право самостоятельно определять, по каким направлениям вводить бакалавриат и магистратуру, а каких специалистов готовить традиционно в течение пяти лет.
– Не надо строить все вузы в один ряд, – заметил ректор МГУ, – и, разумеется, необходимо, чтобы переход на бакалавриат и магистратуру согласовался с работодателями.
В который раз Садовничий повторил свою излюбленную мысль – при переходе на двухуровневую систему очень важно сохранить все то, что было накоплено российской высшей школой, тем более, как оказалось, по количеству учебных дисциплин МГУ лидирует среди лучших университетов мира. Ректор МГУ напомнил также, что принимать на мехмат МГУ по одним лишь результатам ЕГЭ нельзя, поэтому надо утвердить перечень вузов, у которых будет узаконенное право устанавливать дополнительные испытания.
Виктор Антонович рассказал также о том, что в МГУ создан молодежный совет по науке, и вообще в вузе создана целая программа по выращиванию собственных педагогических кадров, у которых есть и материальный, и моральный стимулы заниматься в альма-матер не только научными исследованиями, но и преподавательской работой.
О важности приоритетов
После трехчасовой коллегии изрядно уставший министр попал «в плен» к журналистам.
Надо сказать, что Андрей Александрович от вопросов не уклонялся, отвечал обстоятельно и конкретно, не смог сразу ответить лишь на тот вопрос, что касался планируемого закона об административной ответственности за нарушения в области образования.
Зато весьма четко объяснил свою позицию по поводу бакалавриата:
– Пока не введено 12-летнее образование, а не факт, что это будет в ближайшее время, говорить о трехлетнем бакалавриате нет никаких оснований. У многих людей появляются вполне обоснованные опасения, которые я разделяю, ведь за три года получить качественное высшее образование невозможно. На вопрос о целевой аспирантуре, предложенной Кузьминовым, министр заметил, что «идея хорошая, но надо подумать, откуда взять деньги».
– Хорошо бы увеличить стипендии и зарплаты в сфере образования и науки, но каждое такое предложение должно быть проработано с точки зрения ресурсной обеспеченности, -заявил Андрей Александрович. – А это всегда очень сложный вопрос, несмотря на то, что финансирование образования да и науки растет. Но все равно денег на все не хватает, а значит, нужно установить какие-то приоритеты, сконцентрировав на них средства. Является ли целевая аспирантура таким приоритетом или нет, мы будем обсуждать сообща.
Комментарии