search
main
0

Вуз, ставший национальным достоянием

Если президенты и премьеры, спикеры и патриархи, нобелевские лауреаты и руководители нацпроектов стремятся побывать в высшем учебном заведении, значит, признают его особую роль в государстве и обществе.

Великий Тимирязев писал, что «после хлеба самое важное для народа – школа». Сегодня, перефразируя, можно сказать, что самым важным для страны становится учитель, а главным вузом – педагогический, который этих учителей готовит.

Московский педагогический государственный университет был основан в 1872 году – именно тогда открылись первые в Москве и в России Высшие женские курсы. Страна оценила это как крупную победу демократических сил России, поэтому существование курсов находилось в прямом противоречии с общественным строем царской России. Может быть, потому, что царь никогда не был в педагогическом университете, самодержавие и потерпело столь сокрушительное поражение? Ведь русский император сам отказал себе в возможности познакомиться с самыми прогрессивно мыслящими профессорами и студентами. Между тем можно сказать, что весь цвет отечественной науки в течение многих лет имел отношение к становлению МПГУ: Герье, Чаплыгин, Наметкин, Пинкевич, Вернадский, Зелинский, Корнилов, Ландсберг, Лосев, Медынский. Новиков, Пичета, Тамм, Хинчин, Шестаков, Шмидт, Шпольский, Челпанов, Штернберг, Анучин, Реформатский, Саккулин, Горький, Бунин, Андреев, Телешов, многие другие видные ученые, писатели, общественные деятели, деятели культуры. А вот основатель советского государства Владимир Ильич Ленин, чье имя университет не стесняется носить по сию пору и чья статуя все еще стоит в главном корпусе, в том самом вестибюле, где на первом Всероссийском съезде по просвещению вождь беседовал со студентами и педагогами, бывал в этом вузе.

Сегодня МПГУ стал крупнейшим учебно-научным педагогическим комплексом страны, недавно он был признан национальным достоянием России. Нет ни одного региона страны, где бы не работали его выпускники. Нет, пожалуй, ни одного крупного государственного и общественного деятеля, который не побывал в педуниверситете, не посетил его замечательную библиотеку, не встретился со студентами в аудиториях, не испытал восхищения от главного корпуса, выстроенного в 1913 году на участке земли, безвозмездно переданном вузу Московской городской Думой. (Кстати, и поддерживал университет постоянно Московский учебный округ, причем еще тогда, когда был вуз Высшими женскими курсами.)

Зачем власть имущие ездят в Московский педагогический университет? По всей видимости, стремятся быть властью просвещенной. Зачем в университете бывает патриарх? Видимо, потому, что университет остается храмом науки и образования. Зачем нобелевским лауреатам – великим ученым современности – посещение педвуза? Для того чтобы подтвердить самим себе и обществу: без настоящей науки нет современного учителя, и вряд ли правы те, кто считает, будто наука в педагогическом вузе не так важна, как в любом другом.

Двадцать лет назад ректором МПГУ стал математик Виктор Матросов. Он был самым молодым ректором в Советском Союзе и завоевал это право, эту честь в том числе и своими работами по математике, ценность которых признана в научном сообществе – Виктор Леонидович был избран членом-корреспондентом РАН. Матросов возглавляет Совет по педагогическому образованию, он лидер отечественной высшей педагогической школы. Сегодня, когда постоянно возникает опасность ликвидации этой школы как таковой, должность председателя совета становится далеко не парадной, ведь Матросову приходится вести ожесточенную борьбу за сохранение педагогических вузов, порой противостоять реформаторам, а это так непросто, когда у реформаторов есть власть, сила, возможность сводить счеты далеко не парламентскими методами. Одерживать победы ректору МПГУ непросто, но главным аргументом в борьбе за традиции и современность становится его собственный вуз, ибо доказывать значимость высшей педагогической школы можно только тогда, когда состоятельно твое высшее учебное заведение.

Статус национального достояния, победителя в конкурсе инновационных вузов в рамках нацпроекта «Образование», получение премий самого высокого уровня, выпуск новых учебников, выработка новых профессиональных стандартов, выпуск современного учителя, соответствующего требованиям системы образования, и многое, многое другое составляет сегодня высокую марку Московского педагогического государственного университета и остается гарантией того, что российская высшая педагогическая школа выстоит наперекор всему.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте