Актовый зал школы №11 Электростали превратился в студенческую аудиторию Государственного гуманитарно-технологического университета, собрав около двухсот студентов всех факультетов педагогического направления подготовки, заведующих методическими и профильными кафедрами и преподавателей университета.
Модераторами семинара выступили Галина Скударева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ГГТУ, и директор школы №11 Марина Азарова. Поводом послужило весьма значимое совместное событие в жизни университета и школы, с которой у ГГТУ установились настоящие партнерские отношения. Сегодня это социально-педагогический семинар-практикум «Наставники – молодым!».Практика социокультурного взаимодействия в системе «вуз – школе» – одном из приоритетных направлений в профессиональной деятельности ректора ГГТУ Надии Юсуповой – весьма успешна. «Учительская газета» №50 от 12 декабря 2017 года в статье «В поисках идеального учителя» уже представляла опыт совместного сотрудничества, рассказывая об уникальном проекте «10‑й «У»: педагогический класс ГГТУ», реализуемом в школе №11 Электростали, инициированном начальником управления образования городского округа Еленой Митькиной. Уникальность его заключается в осуществлении каждодневной реальной педагогической практики учащимися 10‑го «У» педагогического класса, которая организована в рамках урочной и внеурочной деятельности в самых разных формах: интерактивные занятия педагогической направленности и психологические тренинги с профессиональным психологом – преподавателем вуза, реализация проекта «Я – супердублер» (профессиональные пробы трайскилз в начальных классах, проводимые учащимися педкласса под руководством тьюторов – учителей начальных классов), волонтерская практика «Яркие люди» и многое другое, что органично вписывается в очерченную траекторию педагогической мотивации сегодняшних десятиклассников – будущих новых учителей XXI века.Здесь уместно оговориться, что период с момента планирования педкласса до сегодняшних дней весьма недолог – чуть меньше года, но сколько всего сделано, причем больше сверхпланового, продиктованного общественными потребностями, социальным заказом и неподдельным профессиональным интересом! Параллельно с реализацией педагогической деятельности десятиклассников проведены презентация проекта ГГТУ по подготовке новых педагогических кадров для Подмосковья руководителям территориальных органов управления образованием, областной семинар руководителей образования Подмосковья, консультационные обучающие мероприятия для директоров школ г. Орехова-Зуева, Павловского Посада и др., которые доказали жизнеспособность и перспективность данного проекта. В январе изучать и перенимать опыт приехала модератор педагогического класса лицея №57 Ростова-на-Дону Галина Нестеренко.- Все активнее в образовательном сообществе употребляется и обсуждается понятие «непрерывное педагогическое образование, – отмечает Галина Михайловна. – На первый взгляд ничего нового: преемственность, системность и последовательность – это главные дидактические принципы, которые выверены теоретическими изысканиями и подтверждены многолетней успешной педагогической практикой.Но, как говорят, «…новое время – новые песни!». Термин «непрерывное педагогическое образование» обретает новое звучание, понимание и осмысление в новом образовательном пространстве и инновационной образовательной среде, к сожалению, при этом обнаруживая существующие и требующие незамедлительного решения, но пока еще не до конца решенные педагогические проблемы: морально устаревшую технологическую организацию обучения в педагогических вузах, низкую практико-ориентированность основных образовательных программ, их оторванность от реалий общего образования, слабую вовлеченность работодателей в образовательный процесс.- Государственный гуманитарно-технологический университет в сложившихся реалиях осуществляет поиск новых смыслов педагогики, – подчеркивает заведующая кафедрой педагогики ГГТУ Галина Скударева, – все более вооружаясь новыми идеями и инновационным инструментарием для выбора собственной траектории достижения оптимальных результатов в деле подготовки нового учителя. Новые вызовы инициировали новый концептуальный подход в подготовке педагогов – вместо подготовки к профессии подготовка в профессии.Уровневая, ступенчатая система непрерывного педагогического образования предусматривает создание нового сопровождения и управления жизненным циклом профессии «учитель»:1. Педагогические убеждения – формирование педагогической мотивации школьника на этапе профориентации в школе.2. Педагогические устремления – реализация непрерывной педагогической практики в вузе.3. Педагогическая траектория – постдипломное разноаспектное сопровождение молодого учителя.Педагогический класс ГГТУ в данной триаде и является инструментарием формирования педагогической мотивации школьника на этапе профориентации в школе с целью развития педагогических убеждений. А что же дальше?Новые социально-педагогические вызовы по формированию педагогических устремлений будущего учителя и выстраиванию педагогической траектории молодого специалиста в школе диктуют необходимость поиска новых форматов. По мнению преподавателей вуза, базовая кафедра непрерывного педагогического образования – оптимальная образовательная структура, которая удовлетворит интересы и потребности заинтересованного педагогического сообщества и закольцует все три уровня-ступени в жизненный цикл профессии «учитель».Социально-педагогический семинар-практикум «Наставники – молодым!» – плановое мероприятие кафедры, яркий пример и подтверждение взаимодействия педагогических поколений: будущего учителя – ученика педкласса, студента ГГТУ, молодого учителя и мастера-наставника. Каждый студент ГГТУ нашел для себя в его программе полезное и главное: мастер-классы, образовательный экскурс по школе, серию открытых уроков с полемическим анализом, обмен восторженными и одновременно дискутивными мнениями… Анализируя более подробно актуальность и своевременность предложенного содержания, необходимо расставить акценты на социальном и педагогическом контекстах.Директор школы Марина Азарова презентовала собственный опыт по проектированию траектории горизонтального и вертикального профессионального роста педагога в современной школе: ученик педагогического класса – студент педагогического вуза – молодой педагог – молодой руководитель с убедительными доказательствами того, что гражданину ХХI века, а тем более педагогу-руководителю, необходимы навыки управления проектами и процессами, навыки деятельности в условиях сложности и неопределенности, навыки осознанной и ответственной деятельности, навыки лидерства, наконец. При этом еще и необходимы сформированные личностные базовые качества: инициативность, упорство и настойчивость в достижении цели.Ксения Кошелева, молодой специалист, учитель английского языка, участник областного конкурса «Дебют года»-2017, представила интерактивную презентацию применения на уроках английского языка технологии образовательного квеста. Анна Левченкова, заместитель директора по научно-методической работе, учитель английского языка высшей квалификационной категории, победитель городского конкурса «Учитель года»-2016, продемонстрировала участникам семинара опыт проведения методического семинара по английскому языку.Мастер-классы К.А.Кошелевой и А.С.Левченковой побудили наших студентов задуматься не только об освоении узкопредметных компетенций, но и об овладении навыками мультикультурности и открытости, эффективной коммуникации и, что очень важно, о развитии навыков участия в конкурсных движениях.Ну а далее в ходе семинара сложилась на первый, поверхностный, взгляд противоречивая, казалось бы, парадоксальная ситуация, когда свое педагогическое электронное портфолио презентовал студентам и преподавателям вуза ученик 10‑го «У» педагогического класса Никита Ситников, будущий учитель истории и обществознания. Сегодняшний десятиклассник – будущий педагог очень открыто и доступно рассказал всем присутствовавшим о содержании разделов портфолио и о том, как он осуществляет подбор материалов в разделы «О себе», «Достижения», «Блог», «Публикации», «Методические разработки уроков в рамках профессиональных проб». Показательно, что его портфолио действует на платформе Edumsko. В конце своего выступления Никита предложил студентам помощь в разработке электронного портфолио, что вызвало весьма недвусмысленное оживление в зале.Следующие в программе семинара – открытые уроки наставников и молодых педагогов школы с использованием сингапурских технологий. Самое замечательное при этом – учениками стали студенты вуза, которые, объединившись в команды-группы, включились в процесс учения и постигали программный материал различных предметов. Их реальное участие в образовательном процессе, а не наблюдение со стороны, позволило весьма откровенно, открыто и предметно осуществить анализ увиденного и познанного, подводя итоги семинара по схеме 3 «п»: понял, применю, поделюсь. И, конечно же, нельзя не отметить, что семинар проходил в современной цифровой среде с использованием всевозможного современного IТ-инструментария.Очевидно главное: если перевести процесс подготовки педагога в профессии в нужный, требуемый формат, то в результате и получится ступенчатое, уровневое, системное и последовательное, то самое непрерывное педагогическое образование, которое должно обеспечить количественную и, самое главное, новую качественную характеристику современного учителя.Данный процесс обретает выстроенную, выверенную педагогическую траекторию, а ее научно-практическая заданность и направленность регулируются и обеспечиваются базовой кафедрой университета согласно стратегическим конструктам современного образования Подмосковья. В связи с вышесказанным все большую актуальность приобретает известное: «Уча других, учусь я сам. И нет предела совершенству!»Электросталь – Орехово-Зуево, Московская область
Комментарии