Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является разработка лицензионных нормативов, которых должны придерживаться вузы, работающие по дистанционным образовательным технологиям. Необходимо дать ответ на главный вопрос: что вуз ОБЯЗАН иметь в своих стенах для осуществления дистанционного обучения, а что МОЖЕТ? Наверное, здесь следует учитывать особенности образовательных моделей и технологий ДО, специфику вуза или его филиала, их технические и финансовые возможности. Пока лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий существуют в виде проекта. А значит, его можно обсуждать и подвергнуть экспертизе с участием педагогической и академической общественности. С выдержками из проекта мы и предлагаем вам ознакомиться.
Настоящие Лицензионные требования (далее – Требования) применяются при лицензировании реализуемых вузами (филиалами) образовательных программ с использованием таких дистанционных образовательных технологий, как кейсовая технология, интернет-технология или телекоммуникационная технология (сетевые технологии), а также при их сочетании, для оценки обеспеченности вуза (филиала) оборудованием учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников, укомплектованности штатов и для расчета предельной численности контингента обучающихся.
1. Требования к оборудованию учебных помещений
1.1. Общие требования
Вне зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии вуз (филиал) должен располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС). Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий вуз (филиал) должен располагать оборудованными лабораториями либо обеспечить обучающимся возможность выполнения этих работ с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа, работа в лаборатории удаленного доступа или комплекты аналоговых кейс-лабораторий).
Вуз, применяющий дистанционные образовательные технологии с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса, должен иметь оборудованную студию (студии) для проведения телеконференций и комплекты видеопроекционной аппаратуры для обеспечения телеконференций с филиалами, представительствами. Телекоммуникационное и серверное оборудование, множительная техника и сканер должны размещаться в отдельном помещении с ограниченным доступом.
Вуз (филиал) обязан обеспечить обучающимся по очной форме получения образования возможность занятий физической культурой и спортом в объеме часов, предусмотренных ГОС. Допускается самостоятельная физкультурная подготовка обучающихся в организациях физической культуры и спорта. При этом обучающийся обязан представить в вуз справку от соответствующей организации о занятиях физической культурой и (или) спортом в объеме часов, предусмотренных ГОС.
Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация обучающихся при освоении образовательных программ, реализуемых с использованием в полном объеме дистанционных технологий, должны базироваться на специальных (в т.ч. электронных) формах проверки знаний, обеспечивающих объективный и систематический контроль их усвоения. При осуществлении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации должна быть обеспечена надежная (в т.ч. электронная) идентификация личности обучающихся.
Обязательная итоговая аттестация осуществляется традиционными методами в вузе.
1.2. Кейсовая технология
Занятия в группах для обучающихся по очной форме получения образования, включая итоговую аттестацию, проводятся в обычных аудиториях (классах), оборудованных для очных занятий.
Для проведения занятий с использованием интерактивных мультимедийных учебных материалов необходимо наличие внутренней компьютерной сети (Интранет) и современного информационного и демонстрационного оборудования.
1.3. Сетевые технологии
При организации учебного процесса с использованием сетевых технологий все обучающиеся обеспечиваются с учетом сменности учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения:
местами, оснащенными персональными компьютерами, телевизорами для персонального просмотра видеофильмов;
местами, оснащенными приборами для тестирования;
иными местами, обеспечивающими обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
2. Оснащенность учебного процесса
2.1. Коммуникационная оснащенность учебного процесса
2.1.1. Общие требования
При дистанционном обучении образовательное учреждение должно обеспечивать каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части в реальном режиме времени или в записи.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально вуз может предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
2.1.2. Кейсовая технология
При использовании кейсовой технологии требования к коммуникационным каналам связи для доступа обучающихся к средствам и базам данных дистанционного обучения не предъявляются.
2.1.3. Сетевые технологии
Пропускная способность телекоммуникационного канала вуза (филиала) должна быть достаточна для организации учебного процесса по всем видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
2.2. Информационная оснащенность учебного процесса
2.2.1. Общие требования
Число компьютеров в учебной аудитории и их размещение определяется согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН: площадь, приходящаяся на одно компьютерное рабочее место, должна составлять не менее 6,0 кв.м. Все компьютеры должны быть объединены в локальную сеть.
Конфигурация компьютерного рабочего места должна обеспечить выполнение соответствующих видов учебной деятельности. Наличие на каждом рабочем месте CD – привода, звуковой карты и наушников является обязательным.
Вуз должен иметь лицензии на программное обеспечение, используемое в учебном процессе, и право их распространения на филиал или представительства.
2.2.2. Кейсовая технология
Необходимы оборудованные компьютерами и имеющие выход в телекоммуникационную сеть (интернет, спутниковое телевидение) рабочие места для преподавателей и административного персонала. Для вуза, применяющего дистанционные образовательные кейсовые технологии с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса, требуется не менее 9,5 единиц вычислительной техники на 100 обучающихся.
2.2.3. Сетевые технологии
Информационное обеспечение образовательной деятельности должно представлять собой информационные ресурсы на различного рода носителях и включать в себя средства оперативного доступа к ним. Информационные ресурсы должны в полной мере обеспечивать проведение учебного процесса и качество знаний обучающихся. Средства оперативного доступа к информационным ресурсам должны быть основаны на компьютерных сетях и технологиях.
В среднем на 4 обучающихся должен приходиться 1 компьютер.
Необходимо наличие распределенной автоматизированной системы управления учебным процессом, содержащей базы данных, обеспечивающие полное документальное сопровождение учебного процесса, а также банки данных учебной информации, доступ к которой должен быть ограничен (контрольные задания и т.п.). Полные базы данных размещаются в вузе, а в филиалах и представительствах – сегменты, связанные непосредственно с их деятельностью.
Такая система управления учебным процессом должна обеспечивать единство образовательного процесса, осуществляемого вузом и его территориально обособленным подразделением.
2.3. Библиотечно-информационная оснащенность учебным процессом
2.3.1. Общие требования.
Вуз обязан обеспечить свободный доступ каждого обучающегося к основной учебной литературе, к учебно-методическим материалам на бумажном или электронном носителях, необходимым для организации образовательного процесса по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС.
В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования и по своему объему и содержанию соответствующие требованиям ГОС основных образовательных программ или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей:
фонд основной учебной и учебно-методической литературы;
фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями;
фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
Для обеспечения процесса дистанционного обучения могут использоваться следующие библиотечно-информационные ресурсы: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
2.3.2. Кейсовая технология
Учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для автономной самостоятельной работы и подготовки к текущей аттестации студента. В силу этого учебно-методический комплект-кейс (далее – УМК) для студента должен включать в себя:
рабочий семестровый план обучающегося; графики проведения очных установочных и консультационных мероприятий;
изложение содержания всех теоретических курсов (модулей), входящих в учебный план направления (специальности) в соответствии с требованиями соответствующих ГОС, – в виде рабочих программ дисциплин, курсов лекций, рабочих книг, рабочих тетрадей, желательно объединенных в модули, пособий по лабораторному практикуму и моделированию;
курсы лекций (рабочие книги, рабочие тетради), которые могут быть изданы в печатном виде на бумажном носителе (предпочтительно, с учетом возможностей студентов и обычных условий самостоятельной работы) или в виде электронных учебных пособий;
сборники заданий, упражнений, тем контрольных работ, выполнение которых необходимо для аттестации, ко всем теоретическим курсам (модулям) учебного плана;
хрестоматии, сборники основных и дополнительных текстов и материалов, заменяющие недоступную или труднодоступную для студента библиотеку образовательного учреждения. Издаются в электронном виде, на дискетах или CD-ROMе, в формате гипертекста или гипермедиа, в форме видео- и аудиопрограмм;
Количество единиц УМК, имеющихся на балансе образовательного учреждения или в собственности (пользовании) обучающихся должно быть равным или превышающим количество студентов (по физической численности обучающихся).
2.3.3. Сетевые технологии.
По всем дисциплинам учебного плана должны иметься учебные и учебно-методические материалы в электронной форме:
электронные задачники,
электронные практикумы,
мультимедиа приложения,
учебники и методические пособия.
2.4. Требования к обеспечению учебных и производственных практик
Вуз обязан обеспечить обучающимся возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных ГОС. Проведение учебных практик обеспечивается традиционно и (или) с применением дистанционного обучения в форме моделирования условий профессиональной деятельности, реальных процессов через систему учебных фирм или на основе работы с электронными моделями и тренажерами. Производственные практики (включая технологические и преддипломные) осуществляются, как правило, традиционно.
3. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса
3.1. Укомплектованность штатов педагогических работников
3.1.1. Общие требования
Педагогические работники вуза, осуществляющие образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения, составляют две основные группы, которые отличаются по функциональным обязанностям в образовательном процессе:
профессорско-преподавательский состав вуза, подготовленный для преподавания в новой информационно-образовательной среде и осуществляющий опосредованное взаимодействие со студентами независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации, – преподаватели-методисты (предметные специалисты);
преподаватели и учебно-вспомогательный персонал, подготовленные для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах и осуществляющие очные (контактные) занятия с обучающимися, – педагоги-технологи (тьюторы).
При проживании профессорско-преподавательского состава вуза и иных педагогических работников в различных городах и населенных пунктах все они должны быть объединены организационно и методически средствами телекоммуникаций; каждый из них должен иметь в своем распоряжении соответствующие средства телекоммуникации для осуществления образовательного процесса, консультаций, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, учебно-методической кафедральной работы.
3.3. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников
3.3.1. Общие требования
Вуз обязан организовывать систему профессиональной переподготовки или повышения квалификации: профессорско-преподавательского состава (преподавателей-методистов) – для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала (педагогов-технологов) – для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах. Объем обучения – не менее 72 часов, не реже чем 1 раз в три года. Вуз обязан осуществлять контроль за качеством обучения.
2.2.2.3.
Комментарии