Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель мэра Москвы по образованию и здравоохранению: – Вузы занимаются разными видами деятельности, прежде всего своей профессиональной, и когда составляется программа (в программе участвуют 90 вузов, и мы работаем по 152 программам), то прежде всего направленность вузов ставилась во главу угла, и вузы так или иначе в силу своего научного и педагогического потенциала стали центром научно-технической жизни.
Все московские вузы становятся локомотивами технического творчества детей. Это и олимпиадные движения (в олимпиадное движение и научно-техническое творчество у нас вовлечено более 15 тысяч детей, что уже немало для начала профессиональной ориентации), и повышение квалификации педагогов (в этом году уже более 5 тысяч педагогов-предметников по техническим дисциплинам повысили свою квалификацию именно на базе вузов, что имеет особое значение для московских школ). Сегодня вузы предлагают очень разные формы сотрудничества и творчества начиная от кружков, куда ходят совсем маленькие детишки (недавно проводился конкурс, в котором принимали участие ребята восьми-девяти лет). Раннее выявление и поддержка совершенно особых инженерных талантов и профессиональной направленности – это особая забота наших технических вузов. Анатолий АЛЕКСАНДРОВ, ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана: – Для каждого университета Москвы особая гордость – это какие-то совместные работы, совместные проекты, которые мы выполняем для Москвы и под руководством Правительства Москвы. Мы, например, в Бауманке гордимся своей системой подготовки инвалидов, которая существует уже более 30 лет. Она была бы практически невозможна без абсолютной основательной поддержки правительства, потому что это и затратный, и не очень простой процесс. Вслед за нами, понимая значение этой работы, уже потянулись многие университеты. У нас очень много таких правильных дел: например, два года назад мы вместе с Правительством Москвы открыли Центр лазерных технологий, который работает на то, чтобы новейшие технологии с использованием самой современной высокоинтеллектуальной техники могли применяться на предприятиях Москвы. Центр пользуется большим спросом и популярностью, таких проектов, наверное, в Москве должно быть много. Мы понимаем свою ответственность за выпускников школ. Просто говорить, что школы плохо готовят ребят, неправильно, это путь, который ни к чему не приведет. Мы уже много лет очень серьезно ведем переподготовку учителей по физике, по математике, по информатике или по тем дисциплинам, которые очень трудно в школе найти, например по черчению. Здесь есть успехи, мы совершенно четко чувствуем разницу между абитуриентами, которые приходят от учителей, которые прошли переподготовку у нас, и, допустим, теми, кто этого был лишен. Я думаю, что все университеты Москвы должны участвовать в этом, а не просто в такой переподготовке. У каждого университета есть базовые лицеи. У нас два базовых московских лицея, в этих лицеях мы имеем кафедры физики, математики и информатики, эти науки там основные. Мы определяем, как их там преподают, наши преподаватели принимают участие в подготовке ребятишек. Мы гордимся такой олимпиадой, как «Шаг в будущее». Это не просто предметная олимпиада – это творческая олимпиада, которая идет в течение многих лет. Начиная с 5-6-го класса ребята участвуют в этой олимпиаде, кто-то, например, делает телевизор на паруў. Это смешно слышать, но тем не менее мы в этом году его уже видели, он показывает: паровая завеса и цветное изображение. Это ребята, которые в течение четырех лет участвовали в этом конкурсе, таких ребят много, они уже и патенты имеют, и авторские свидетельства. И это абсолютно наши студенты, потому что они выбрали свою профессию, она для них главная романтика, а это очень важно. Как я понимаю, инженерный труд особый – он не такой простой и, может быть, не такой лиричный, к этому надо быть готовым, к инженерной профессии обязательно должна лежать душа. А как она ляжет, если мы не поможем ребенку найти себя? Мы в этом активно участвуем вместе с департаментами Правительства Москвы. Может быть, здесь не хватает координации. Есть такие прорывные и наиболее значимые программы, например интеллектуальная транспортная система, все об этом сегодня говорят, без этого не будет завтрашнего дня. Конечно, московские вузы могли бы принимать участие в создании этой программы, но это отдельная песня. Допустим, вузы могут подготовить для нее квалифицированных специалистов, которые на 100% сумеют ее эксплуатировать, ведь надо не 10% взять из возможностей того же компьютера этой же системы, чтобы они понимали и в дальнейшем могли так работать, чтобы эта система могла развиваться. Тогда есть завтрашний день, тогда мы можем посмотреть в то самое завтрашнее утро. Мы знаем, какое внимание Правительство Москвы уделяет переоснащению московской медицины, сюда приходит современнейшая техника. Вот с этой техникой тоже надо так поступать. Мы объединяемся в работе с медицинскими вузами, готовим (в МГТУ имени Н.Э.Баумана есть факультет биомедицинской техники) специалистов, которые помогут врачам правильно и на все 100% эксплуатировать высокотехнологичную технику. Сегодня ведь подчас техника есть, а мы «забиваем гвозди микроскопом» – не все умеют этой техникой пользоваться. Это тоже одна из наших задач, в любой программе города должна быть наша задача, когда в ее решении мы могли бы участвовать лучше любых других, ведь мы московские вузы, мы здесь живем, развиваемся. Даже те студенты, которые приезжают с Алтая, с Дальнего Востока, все равно себя через шесть лет учебы уже считают москвичами. Если лучшие люди из России приезжают в Москву, если они потом будут здесь оставаться, кому от этого плохо? Наверное, это тоже правильно. Столица должна собирать самые большие силы. Бауманка широко работает с такими основными российскими компаниями, как «Газпром», «Транснефть», имеет колоссальный опыт определения остаточного ресурса, что для нашей страны сегодня очень важно. Мы умеем это делать, мы одни из главных закоперщиков в этом деле, в мире мало специалистов и мало техники, которая превосходит нашу, вплоть до того что мы умеем определять остаточный ресурс домовой трубы ТЭЦ, не останавливая технологического процесса, – этого никто в мире не умеет. Насколько это важно, понятно, ведь полрегиона может остаться без тепла. В России наши технологии востребованы, их используют («Газпром» считает наши технологии основными), а в Москве это, к сожалению, не используют вообще, хотя мы могли бы быть очень полезны. Например, мы могли бы определять остаточный ресурс зданий и сооружений, для этого у нас тоже есть и техника, и понимание, и знания. Все, что касается инженерных сооружений, тех же трубопроводных дел, провалов и прочего, у многих московских университетов есть возможности помогать, уже не говоря о том, что для этого есть квалифицированные силы. Мы хотели бы, чтобы наш потенциал здесь использовался больше, мы можем больше пользы принести Москве. Сегодня, к сожалению, стареют коллективы университетов. Это очень тяжелый момент, потому что будущее от этого здорово зависит. Возможности привлечь лучших в образование у нас очень ограниченны, потому что зарплаты иногда просто слезы. Сегодня сравнима зарплата доцента университета и воспитателя детского сада. Я не знаю, насколько это правда, но, наверное, раз говорят, значит, это так, во всяком случае молодых преподавателей зарплатой мы заманить на работу не можем.Допустим, молодой человек, который действительно заслуживает того, чтобы его оставить в лучших вузах, в вуз приходит. Сразу возникает проблема с жильем, хотя бы ведомственным, которая в последние годы не решается. Если назвать число наших сотрудников, то это просто исчезающая цифра по сравнению с ними, а мы обязаны оставлять лучших ребят именно в образовании, с тем чтобы у нас опять-таки был завтрашний день. Без этого ничего не получится. Может быть, мы опять вернемся к каким-то студенческим отрядам, будем строить МЖК?
Комментарии