Принцип непрерывности профессионального образования обеспечивается преемственностью отдельных ступеней образования и развитием направленности личности обучающегося на образование в течение всей жизни – как формального, так и спонтанного.
Осуществление перехода от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь становится концептуальной основой модернизации системы профессионального образования (выступление президента на заседании Государственного совета). Деятельность современной системы профессионального образования строится по восходящей линии, на которой каждая последующая ступень является логическим продолжением предыдущих.Проект национальной рамки квалификаций РФ, обсуждающийся в настоящее время, в качестве одного из принципов предполагает преемственность и непрерывность развития уровней квалификации от низшего к высшему за счет использования единых параметров и правил их сочетания. Это напрямую соотносится с построением системы непрерывного профессионального образования и внедрением компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров. Заложенные традиции преемственности СПО и ВПО в профессиональном образовании педагогических кадров имеют устойчивую тенденцию к развитию. Практика показывает, что выпускник колледжа, продолжающий обучение в педагогическом вузе, имеет сильную мотивацию на профессиональное самосовершенствование и на трудоустройство на работу по специальности. Основой стратегии нашей работы с абитуриентами становятся профориентационная работа и деятельность в области карьеры и перспектив каждого студента. Ежегодно более 65% выпускников педагогических колледжей столицы становятся студентами городских педагогических вузов. Выпускники столичных педагогических вузов, приходящие на преподавательскую работу в свои «родные» колледжи, наиболее результативная и яркая когорта молодых специалистов, способная развивать традиции колледжа на основе крепких фундаментальных знаний, полученных в высшем учебном заведении. В этом плане мы выступаем в роли работодателей и ждем от педагогических вузов сотрудничества в освоении нашими выпускниками инновационных образовательных технологий. Молодой преподаватель должен не только владеть современным арсеналом педагогической науки и практики, но и быть готовым к открытию собственного дела, самостоятельному поиску управленческих решений, эффективному владению информационными ресурсами. Выпускники вузов не всегда реально владеют этими компетенциями, не всегда готовы реализовывать на практике новые экономические и социальные подходы в педагогической деятельности, на это также надо обращать внимание. Необходимо, чтобы студенты пришли к пониманию того, как они приобрели те или иные компетенции, какие способы освоения они использовали, какие из этих способов были наиболее эффективными. Студенты должны научиться самостоятельно добывать знания и профессиональную информацию, отвыкая от того, что кто-то их должен учить. Обучение этой важной компетенции должно быть включено в каждый элемент образовательного процесса. Примеры успешной профессиональной карьеры выпускников московских педагогических колледжей, продолживших обучение в вузах, многочисленны и ярки: 4% – руководящие работники системы образования; 9% – деятели науки; 12% – преподаватели вузов; 11% – преподаватели колледжей; 15% – руководители образовательных учреждений; 50% – работники системы образования. Более 100 преподавателей педагогических колледжей – это наши выпускники, впоследствии окончившие городские педагогические вузы. Более половины из них – преподаватели в возрасте до 35 лет, такая же часть сегодня получила ученые степени или обучается в аспирантуре. Например, бывшая выпускница, а ныне преподаватель педагогического колледжа №7 «Маросейка» Анастасия Полозова в июне этого года защитила кандидатскую диссертацию на ученом совете МГПУ, она организует деятельность Совета студенческого самоуправления и руководит студенческим педагогическим сообществом «Гуманная педагогика». Мы знаем много примеров успешной педагогической и научной карьеры наших общих выпускников: Марина Умрихина, начальник Управления социализации и дополнительного образования Департамента образования города Москвы, – выпускница ПК №1 имени К.Д.Ушинского и МГПУ; Анна Львова – заместитель директора Института педагогики и психологии МГПУ, выпускница ПК №1 имени К.Д.Ушинского; Маргарита Русецкая – проректор по инновационной деятельности МГПУ, выпускница ПК №4; Светлана Толстикова – профессор, декан дошкольного факультета МГПИ, выпускница ПК №14; Анастасия Фокина, руководитель отдела по делам молодежи префектуры СВАО, выпускница ПК №16 и МГПУ. Система непрерывного педагогического образования в последнее время выходит на новый уровень развития. Многолетний опыт успешного взаимодействия педагогических колледжей и вузов, опиравшийся на договорные отношения, разработку сквозных учебных планов, совместные научно-практические исследования, становится основой создания качественно новой системы. Это связано не только с переходом на многоуровневую систему высшего образования, в которой мы видим различные варианты модернизации деятельности педколледжей – от прикладного бакалавриата на базе колледжей до создания совместных образовательных центров. В этом учебном году мы перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Надо отметить, что прошедший год был связан с плодотворной совместной работой коллективов педагогических колледжей и вузов по реализации концепции непрерывного образования при разработке стандартов третьего поколения. Например, педагогический колледж №7 «Маросейка», ставший базой разработки ФГОС СПО по специальности «музыкальное образование», и ПК №16 – стандарт по специальности СПО «изобразительное искусство и черчение» – работали в этом направлении в сотрудничестве с МГПУ. Педагогические коллективы колледжей проделали большую работу по созданию программ и методического обеспечения к ФГОС СПО третьего поколения по девяти специальностям. Это серьезный вклад в поддержку московского стандарта качества образования. Эти программы прошли экспертизу работодателей и коллег из педагогических университетов, которые прорецензировали 90 программ по специальностям среднего педагогического образования. Надо отметить, что наши коллективы работали на опережение, так как федеральные разработчики в регионах до сих пор не подготовили полные пакеты программ. Основой развития системы непрерывного педагогического образования на уровне СПО стало и тесное сотрудничество с работодателем. Не секрет, что педагогический колледж в системе непрерывного образования становится связующим звеном между работодателем, заказчиком и высшей школой: это обусловлено как практико-ориентированным характером профессионального образования в колледжах, так и возможностью точечного, адресного взаимодействия с работодателями – базами педагогической практики колледжей и потребителями наших образовательных услуг. В последнее время все активнее развивается система работы педколледжей с взрослым населением – реализуются программы профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных учреждений столицы, курсов повышения квалификации. Например, в процессе сотрудничества с ресурсными центрами – дошкольными образовательными учреждениями столицы, работающими по реализации совместного пилотного проекта ДОгМ и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», педагогические колледжи разрабатывали и реализовывали программы дополнительного профессионального образования, содержательно и технологически специально скорректированные с учетом интересов и запросов конкретных работодателей. Например, профессиональная переподготовка сотрудников детского сада №2452 «Алые паруса» на базе ПК №7 проводилась на модульно-блочной основе и частично – для удобства пользователей – на дистанционной основе; ПК №6 проводит курсы повышения квалификации на самом современном учебно-методическом оборудовании для дошкольных учреждений по программам, специально скорректированным под специфику того или иного учреждения (например, в Центре игровой поддержки и раннего развития «Мой садик дома» Зеленограда идет совместная деятельность по разработке систем комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих детский сад). Все это напрямую соотносится с задачами реализации подпрограмм проекта государственной программы города Москвы на 2012-2016 годы «Развитие образования города Москвы» – «Начальное и среднее профессиональное образование» и «Высшее и непрерывное профессиональное образование». В них предусматриваются меры, направленные на развитие системы непрерывного профессионального обучения населения (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) по перспективным и наиболее востребованным экономикой Москвы профессиям и специальностям, к которым относится и направление подготовки «образование». Система среднего педагогического образования становится активным поставщиком образовательных услуг для широкого круга целевых пользователей – молодежи, взрослого населения, работодателей, действующих работников, безработных граждан. Сегодня на базе педагогических колледжей реализуют более 100 программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по актуальным направлениям современного образования. Безусловно, развитие системы непрерывного педагогического образования нынче связано с решением проблем, которое возможно в том числе и на основе нашего взаимодействия. Пока не разработан новый вариант общероссийского классификатора специальностей, учитывающий происходящие изменения в среднем и высшем профессиональном образовании, нормативно не прописано, какие специальности СПО соответствуют профилям и направлениям бакалавриата ВПО. На сегодняшний день педагогические колледжи столицы, так же как и московские вузы, серьезное внимание уделяют созданию систем качества подготовки специалистов, в этом направлении возможно и целесообразно взаимодействие колледжей и вузов по выработке единых подходов к оценке качества подготовки выпускника – будущего педагога. Коллективы педагогических колледжей готовы включиться и в работу по созданию профессионального стандарта и сертификации профессиональных квалификаций: наше тесное взаимодействие с работодателями, возможность отслеживания образовательного и профессионального развития выпускника, получившего образование на ступенях от колледжа до вуза, могут пригодиться в этом непростом процессе. Мы можем войти в рабочую группу по системе оценивания компетенций выпускников в соответствии с ФГОС СПО и ВПО по всем педагогическим специальностям. Педагогические колледжи предлагают начать совместную работу по созданию малых предприятий для объединения результатов интеллектуальной деятельности колледжей и вузов. Галина КАПУСТИНА, директор педагогического колледжа №7 «Маросейка», заслуженный учитель РФ
Комментарии