В настоящее время сформировалась устойчивая тенденция роста отношений социального партнерства в тех сферах деятельности, где сосуществуют, взаимодействуют, конфликтно пересекаются и стимулируют друг друга интересы разных общественных институтов. Одна из таких сфер деятельности – образование.
В настоящее время именно в образовании достаточно интенсивно развивается социальное партнерство, главные идеи которого заложены в основных программных документах развития образования на разных уровнях: федеральном (ФЦПРО на 2011-2015 гг., национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») и региональном (целевая программа развития образования «Столичное образование-5»). В настоящее время в системе Московского образования формируются партнерские отношения между разными субъектами системы, которые можно охарактеризовать как инновационные по нормативно-правовым, ресурсным, организационным условиям их развития. Инновационный характер этих отношений обусловлен пилотным проектом по развитию общего образования в Москве. Переход на новые формы финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений значительно затруднил дальнейшее развитие традиционных форматов сотрудничества. Например, совместную опытно-экспериментальную деятельность нескольких образовательных учреждений или ресурсные центры на базе общеобразовательных учреждений. Сейчас требуется «перезагрузка» партнерских отношений в новых условиях. В Московском образовании есть общеобразовательные учреждения, в которых в результате опытно-экспериментальной, проектной, инновационной работы накоплен и концептуально оформлен передовой педагогический опыт, который мог бы стать одним из ресурсов успешного развития всей системы столичного образования. Для того чтобы этот ресурс реализовать на практике, необходимо обосновать, разработать новые форматы сотрудничества между ведущими научными структурами, разработчиками стратегий развития образования и общеобразовательными учреждениями – лидерами общего образования. Анализ существующих практик такого сотрудничества показал, что уже создан и существует положительный прецедент такого сотрудничества между Московским городским педагогическим университетом и гимназией №1518 – это стажировочная площадка, организационной формой которой стала секция современных управленческих и образовательных технологий. Не случайно, что первым общеобразовательным учреждением, включившимся в разработку и апробацию новых моделей взаимодействия вузов и школ, стала гимназия №1518. Она известна в образовательном и научно-педагогическом сообществе как инновационное общеобразовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги высокого качества разным категориям потребителей. Например, гимназия стала первой в России образцовой школой SMART.В гимназии создана и успешно развивается вариативная интегрированная модель включения учителей в научно-методическую, проектную и экспериментальную деятельность, которая позволяет повышать квалификацию не только учителей гимназии, но и педагогов из других образовательных учреждений Москвы и регионов России. В этом направлении накоплен и научно-методически обоснован опыт гимназии, который мы представляли на научно-практических мероприятиях разных уровней, в том числе международного. Уже три года в гимназии организованы и действуют на постоянной основе два научно-методологических семинара для управленцев и учителей-экспериментаторов по актуальным вопросам повышения эффективности деятельности современных образовательных учреждений. Семинары открытые, в них участвуют педагоги из разных областей в России. Со многими из них установлены партнерские отношения, гимназия для них организует и проводит обучающие стажировки школьных команд, практические сессии. Имея большой опыт в распространении передового педагогического опыта, педагоги гимназии понимают важность и необходимость становления и развития новых форм сотрудничества, поэтому они активно включились в этот процесс. Впервые обсуждение возможностей создания на базе гимназии стажировочной площадки МГПУ как нового институционального образования для повышения квалификации педагогических работников по актуальным проблемам развития столичного образования состоялось осенью 2011 года на Форуме педагогических вузов России. Идея была одобрена и поддержана ректоратом МГПУ и Департаментом образования. Практическую разработку модели «Стажерская площадка на базе гимназии №1518» осуществляли два коллектива: наша гимназия и Институт дополнительного образования под общим научным руководством проректора по заочному и дополнительному образованию МГПУ Ю.Фролова. В результате совместной работы по поиску новых механизмов взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования было найдено такое решение: создать на базе гимназии секцию современных управленческих и образовательных технологий кафедры профессионального развития педагогических кадров Института дополнительного образования МГПУ. Созданная секция – структурное подразделение кафедры, она располагается в гимназии и выполняет функции стажировочной площадки. Для того чтобы открыть стажировочную площадку, были подготовлены, утверждены и подписаны договор о сотрудничестве между МГПУ и гимназией; концепция «Стажировочной площадки на базе гимназии №1518»; приказ ректора МГПУ «О создании секции современных управленческих и образовательных технологий на кафедре профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования». Согласно приказу о создании секции с 1 февраля официально открылась и начала работать стажировочная площадка на базе гимназии, объединившая научно-методические, информационно-технологические ресурсы двух учреждений. На расширенном заседании кафедры мы утвердили планы работы стажировочной площадки, определились с планами на ближайшее будущее. Я руководительница секции современных управленческих и образовательных технологий, заведующий кафедрой непрерывного профессионального развития педагогов Д.Махотин осуществляет общий контроль, координирует взаимодействия сотрудников кафедры и секции по реализации общих планов стажерской площадки. За четыре месяца работы стажерской площадки на ее базе прошло и в настоящее время проводится достаточное количество обучающих мероприятий для разных категорий педагогических работников. Например, с 11 по 16 марта 2012 года на стажерской площадке в гимназии проводился городской этап Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания в номинации «Педагогический дебют». Я возглавляла конкурсное жюри, а сотрудники секции не только были организаторами конкурсных процедур, но и сами проводили мастер-классы для молодых участников конкурса по технологиям эффективного использования современного интерактивного оборудования. По мнению конкурсантов, много ценных знаний и новых практических навыков они получили, не только участвуя в конкурсе, но и консультируясь, наблюдая за работой педагогов гимназии. С февраля по 27 апреля 2012 года в гимназии проходили курсы повышения квалификации «Технологии применения компьютера в деятельности современного педагога» для педагогических работников образовательных учреждений города Москвы. Все слушатели дали высокую оценку курсам, отметив высокий методический уровень преподавателей и отличную технологическую оснащенность учебных кабинетов. По их мнению, залогом успеха курсов стало то, что обучение было индивидуализировано и организовано на базе гимназии. В наступающем учебном году на стажировочной площадке гимназии запланировано проведение курсов повышения квалификации для разных категорий педагогических работников по 4 учебным программам, две из которых предназначены для учителей и две другие для руководителей общеобразовательных школ. Кроме курсов повышения квалификации на стажировочной площадке мы проводим разные обучающие мероприятия: семинары, конференции, стажировки, педагогические практики студентов, уже состоялись два обучающих семинара «Современный Нi-tech-урок: особенности организации и проведения» для учителей Северо-Восточного округа. Наряду с первым положительным опытом создания и работы стажировочной площадки как новой формы взаимодействия МГПУ и гимназии №1518 проявились проблемы методологического плана: нет четкого определения этой научно-образовательной структуры, ее существенных признаков и главных задач; не разработаны финансовые механизмы, локальные акты, организационно-методические инструменты создания и развития. Очевидно, что организационные модели стажерских площадок могут быть разными, особенности их структур, организационно-правовых форм будут обусловлены целями и задачами, которые предполагается решать на этих площадках. Считаем, что стажировочные площадки, на базе которых осуществляется обучение интернов, подготовка магистров, переподготовка руководящих и педагогических кадров, будут иметь существенные различия. Именно поэтому научно-педагогические сотрудники стажировочной площадки на базе гимназии №1518 и кафедры непрерывного профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ занимаются научно-методическим обоснованием стажировочных площадок в системе столичного образования. Марина ФИРСОВА, директор гимназии №1518
Комментарии