search
main
0

Вундеркинды не сдаются. Каждому гению – своя траектория. Образовательная

«Зачастую как получается – мы бросаем все силы на работу с трудными детьми, с теми, кого принято называть «группой риска», а одаренным уделяем куда меньше внимания, дескать, талант сам пробьет себе дорогу, – разводит руками председатель Комитета по образованию Волгоградской области Виктор Беспалов. – Я сам когда-то был директором школы и до сих пор помню всех своих двоечников и хулиганов, потому что времени и внимания им уделял куда больше. Поэтому непременно побывайте в нашем областном лицее-интернате «Лидер». Ковров и хрустальных люстр я вам не обещаю, но такое количество уникальных детей, собранных в одно время в одном месте, вы, думаю, встречаете не часто».

За плечами у «Лидера» нет ни многолетней истории, ни овеянного легендами и преданиями прошлого. С тех пор как губернатор Волгоградской области Николай Максюта подписал указ о создании школы, прошло всего три с половиной года. Ее первые выпускники учатся лишь на втором курсе. Но молодость, как известно, – это тот единственный недостаток, который, увы, очень быстро проходит, оставляя после себя лишь то, что мы успели заслужить или заработать. А в успехах и достижениях «Лидер» с первых дней может тягаться с учебными заведениями-стажистами, ведь уже на уровне уставных документов лицей – «Клондайк гениальности», «инкубатор талантов», «кузница вундеркиндов». Потому что принимают сюда только победителей и призеров предметных олимпиад – районных, зональных, областных и всероссийских.

Лицей – опытная экспериментальная площадка по профильной подготовке одаренных детей и по внедрению в учебный процесс индивидуальных образовательных траекторий. Со всей области съезжаются сюда десяти- и одиннадцатиклассники, чтобы с головой уйти в ту науку, где уже проявились их недюжинные способности. Здешний учебный план – в хорошем смысле зрелище не для слабонервных. Руководители лицея прошли специальные курсы в Москве в Академии педагогических наук, где их учили работать по индивидуальным образовательным траекториям, каждая из которых у любого отдельно взятого ребенка распадается на три обязательных уровня – базовый, профильный и углубленный. Интересы и предпочтения ребят столь обширны, что сочетания предметов случаются самые удивительные: молодой человек, победитель олимпиады по математике, может изучать ее на углубленном уровне – 8 часов в неделю. В то же время он может избрать профильным предметом – 4 часа в неделю – историю, а элективные курсы посещать и вовсе по английскому языку или по литературе. В том-то и отличие лицея от традиционной, пусть даже самой «знатной», гимназии – ведь там, как правило, предлагается жесткий и фиксированный набор предметов – либо ты физик, либо лирик. Здесь же работают с детьми редкой энциклопедической одаренности, которую ни в чем нельзя ограничивать. Однажды в лицей поступила девочка – победитель олимпиады по французскому языку. Преподаватель приезжал в школу, чтобы заниматься с ней одной. А мальчишку, не на шутку увлекшегося астрономией, специально возили в педагогический университет на элективные курсы. И он отблагодарил педагогов за такое внимание очередной победой на олимпиаде. При этом какое бы направление ни выбрал лицеист в качестве основного и обожаемого, в каком бы научном обществе ни состоял, над каким бы проектом или исследованием ни корпел, стандартную программу по остальным предметам учебного плана он все равно должен выполнить.

Работать с чудо-детьми должны чудо-учителя. Педагогический коллектив набирался в лицей по конкурсу. В канун первого учебного года каждый прошел переподготовку в областном институте повышения квалификации, а с тех пор уже не раз побывал еще и на специальных проблемных курсах. Многие ведут опытно-экспериментальную работу. Курируют лицей научные руководители из института повышения квалификации – Нателла Рождественская и Валентин Морозов. У 80 процентов педагогов – высшая квалификационная категория, не редкость встретить в здешних коридорах и кандидатов наук, и аспирантов. Часть элективных курсов читают университетские преподаватели – с первого дня у лицея заключены договора с крупнейшими вузами Волгограда. А сейчас директор лицея Ирина Жарикова ведет переговоры с Волгоградским педагогическим университетом, чтобы в самом скором будущем под руководством профессора Владислава Серикова развернуть в «Лидере» научно-исследовательскую работу по одаренности.

Несмотря на то что статус лицея-интерната не позволяет самому «Лидеру» участвовать в национальном проекте, среди его учителей – двое обладателей президентских грантов. Когда речь заходит об историке Нине Кузьминой, все почему-то переходят на восторженный шепот: она – учитель от Бога, до того дошло, что в этом году вся группа ее учеников дружно собирается поступать на исторический факультет. Сама Нина Викторовна устало пожимает плечами: это не работа, а сплошное творческое счастье, детям спасибо за талант и за бесконечное любопытство, а еще тем учителям низкий поклон, что за предыдущие годы так их подготовили. Искренне благодарна детям и их наставникам по старым школам историк Людмила Тедеева – ее саму вдохновляют темы, которые выбирают для научно-исследовательских работ по обществознанию ее ученики: проблемы семьи – корни и предпосылки, проблемы дивиантного поведения и даже психологическое айкидо. На специально отведенных для этого полках в конференц-зале стройными рядами стоят пухлые папки с исследовательскими работами, участвовавшими в школьной научно-практической конференции, – «Быт и нравы русских женщин в XVI-XVII веках», «Воображаемая геометрия», «Фольклорные мотивы в комедии Чехова «Вишневый сад», «Древнеславянские мотивы и церковно-христианская символика в ранней лирике Есенина», «Концепты-доминанты в смысловой структуре рассказов Екимова».

Самое страшное, что может постигнуть талантливого человека, – остановка в пути. Чтобы ребята не замыкались на себе и не думали, что все вершины уже покорены, их регулярно возят по стране на самые разные конкурсы и конференции – в Москву, Обнинск и Ярославль. Вот и сейчас две лицеистки отправились на конференцию в Самарскую область защищать честь Волгоградской земли в секции русского языка и литературы.

Конечно, жить в общежитии – задача и для взрослого человека непростая. Поначалу некоторые даже плачут, скучают по родителям, но на вопрос, не хотят ли вернуться домой, всхлипывая, отрицательно качают головой. Потому что «Лидер» – верная дорога в лучшие вузы Волгограда, Москвы и Петербурга. И потом – вундеркинды не сдаются!

Достижения

Ребята из волгоградского лицея-интерната «Лидер» заняли 2-е место в командном зачете на областной открытой тест-рейтинговой олимпиаде-марафоне, прошедшей в Казахстане.

Кроме этого, лицеисты привезли два первых места в личном зачете. Одиннадцатиклассник Владислав Хон занял первое место по естественным наукам, а Антонина Зыкова из десятого класса – по гуманитарным. Алена Любанская в паре с Антониной Зыковой выиграли конкурс спонтанной речи по теме «My country is my home». В конкурсе спонтанной речи был отмечен и Никита Гусев, он представлял тему «Демократия: это миф или реальность?».

Учащиеся волгоградского лицея-интерната «Лидер» показали высокие результаты на Открытой Всероссийской научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия», прошедшей в городе Отрадный Самарской области.

Среди учредителей конференции – Санкт-Петербургская Межрегиональная ассоциация дополнительного образования, Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области, «Учительская газета» и другие.

Победители и призеры конференции определялись по результатам секционных конкурсов. Из 10 лицеистов «Лидера», участвовавших в конференции, 9 заняли призовые места: 4 человека – I место, 2 – II, 2 – III место. Победители получили приглашение поступать в вузы Санкт-Петербурга.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте