search
main
0

Вундеркинд Илья и… замок на туалете. О креативной педагогике и запуганных педагогах

Тема педсовета приятно удивила при оглашении: «Развитие креативности у учащихся на уроке». Традиционное выкручивание рук учителям, оказавшимся слишком принципиальными при выставлении двоек, видимо, откладывалось на потом. Суть доклада завуча можно изложить так: «Одна из главных наших задач – выявлять одаренных детей и всеми способами развивать их задатки».

Вспоминаю ребят своего одиннадцатого класса. Мой эксперимент работы в качестве классного руководителя с одним классом от первого звонка до выпускного вечера успешно завершился три года назад. Хотя за десять лет всякое бывало.Илья доставлял много хлопот учителям. Эрудированный в разных областях знаний (читать он начал лет с четырех), он имел по любому вопросу собственное мнение. На взрослых производил при первой встрече большое впечатление своим нестандартным мышлением и полным отсутствием пиетета перед старшими. Полемист, упертый до крайности, он вывел из себя даже предельно уравновешенную Рагнеду, учительницу математики. После ее разбора с классом двух способов решения задачи Илья предложил собственный третий способ. Учительница попыталась внушить ему, что двух способов вполне достаточно. «Понимаешь, – говорила она мне взволнованно, – своим упрямством, желанием настоять на своем он мне сорвал урок!» Я ее хорошо понимал. На моем английском Илья тоже, бывало, отстаивал свой вариант литературного перевода отрывка аутентичного текста. Я, правда, брал реванш при удобном случае, замечая ему: «Да, Илья, твое произношение далеко от кембриджского стандарта». На что вундеркинд тут же парировал: «Ну и что? Фонетика не мой конек. А вот вы так и не дочитали Толкиена, которого я вам давал».Не реже раза в месяц у Ильи происходили инциденты со школьными «дедами» из старших классов. Начиналось все вроде хорошо. Старшеклассник останавливал Илью в коридоре и задавал вопрос из программы институтского курса по физике (видимо, заранее выписывал из энциклопедии). Илья начинал отвечать, аргументировал, используя речевые обороты и термины, которые были не под силу даже некоторым учителям. Слушающих это откровенно забавляло, собиралась толпа. Вдруг кто-то отпускал в адрес Ильи неосторожное замечание или с ухмылкой дотрагивался указательным пальцем до виска… Илья бурно реагировал. Несколько раз ему разбивали очки со сложными толстыми стеклами. Не могли никак великовозрастные неучи простить «ботанику»-очкарику того, что он был «слишком умный». Директор, завуч настоятельно рекомендовали мне поговорить с родителями Ильи и убедить перевести мальчика на экстернат: «Его непомерно высокая самооценка может помешать ему нормально окончить школу».Вспоминая обо всем этом сейчас, я испытываю радость, что не поддался на уговоры, устоял. Победа на городской олимпиаде по физике, лавры лауреата на конкурсе проектов Юга России по информационным технологиям, победа на конкурсе по ораторскому искусству, школьная золотая медаль – вот неполный перечень достижений Ильи. А как он поражал зрителей самобытной игрой в спектаклях школьного самодеятельного театра! Правда, там, кроме него, у нас были и другие «звезды». Сейчас Илья в Москве, учится в Бауманке. Будет он приглашен в Сколково по окончании университета или нет? Я не знаю. Знаю одно, в жизни ему придется непросто. Но запись, которую он оставил в заведенной мною папке «10 школьных лет и вся жизнь», очень дорога мне. «Благодаря вам я стал таким, каким являюсь сейчас. Вы мне привили такие качества, как честь, достоинство». Может быть, вот такие слова выпускников (прошлым летом более половины класса заявились ко мне домой) и способны удержать учителя в нынешней школе? Очень интересно выступала на педсовете учитель биологии Элеонора Францевна Григорьянц. Неравнодушный, эмоциональный человек, педагог высокой квалификации, кроме получения президентского гранта, она еще одержала победу в Москве на Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок».В своей работе со старшими классами учительница проводит нестандартные уроки по темам «Легко ли быть белой вороной?», «Красота как биологическая целесообразность», «Человек – венец эволюции или ошибка природы?». Поскольку уроки открытые, они вызывают огромный интерес не только у учеников, но и у коллег. На занятиях экологического лагеря ребята создают и реализуют свои творческие проекты. Педагог разделяет  мнение, что «открытие проблемы важнее, чем ее решение, а в вопросе скрыто больше, чем в ответе». После изучения темы «Вселенная» в курсе природоведения в 5-м классе моя коллега просит ребят написать сочинение-миниатюру «Путешествие по Солнечной системе». Дети могут выбрать любую планету и рассказать о своих ощущениях от пребывания на ней. А еще они выполняют рисунки и пишут стихи. С оживлением воспринимают они задания типа «Если бы я был птицей, то каким бы я был? Передай свой характер, настроение через образ птицы». Вот они, межпредметные связи в их лучшей реализации!О своей методике работы на педсовете рассказала молодой педагог Марина Николаевна Божко. Казалось бы, о какой креативности можно говорить применительно к математике? Точные теоремы, непререкаемые аксиомы – все давно открыто и подсчитано! А все ли? Как быть с завещанными потомкам «задачами Жюля Анри Пуанкаре», которые сто лет никому не удавалось решить? Впрочем, наш экстравагантный Михаил Перельман успешно справился с одной…Чуть не забыл! Молодая учительница только направилась к компьютеру, как ей в спину прозвучал возглас: «Да вы лучше с места, Марина Николаевна!» До боли знакомый и неприятный голос. Женщина, обладательница этого голоса, работает в школе около 20 лет. И за эти долгие годы она ни разу не выступала с серьезными сообщениями ни на одном педсовете. Но ей, видимо, доставляет удовольствие вот так, походя, одернуть другого: «Ну что ты высовываешься? Будь скромнее! Будь таким, как все!» А не в том ли одна из главных проблем всего нашего образования, что процент честолюбивых, целеустремленных и креативных педагогов в наших школах не так высок, как хотелось бы? (Конечно, многое зависит от директора школы. Каких учителей он хотел бы видеть в своем коллективе – послушных исполнителей всевозможных директив сверху (нередко очень спорных и непродуманных!) или творчески мыслящих, не боящихся высказывать свое мнение и отстаивать его?)…Чуть поколебавшись после окрика, молодая учительница все же пошла к доске. А рассказать ей было о чем. Оказалось, что формировать креативное мышление на уроках математики вполне можно! На экране – множество человекоподобных фигурок, составленных из прямоугольников, треугольников, трапеций и окружностей. Что общее у них? Будучи филологом по складу ума, я сначала не могу разобраться. А потом… Эврика! Треугольники имеются в каждом «человеке», а вот другие фигуры присутствуют не во всех! Оказывается, я еще что-то могу «видеть геометрически»! Такая неожиданная радость!Далее учительница помогла нам уяснить для себя, зачем всем нужен прямоугольный треугольник. Оказывается, еще в древности благодаря ему люди следили за светилами и по этим наблюдениям вели календарь.Завершая свое интересное  выступление, учительница процитировала Макса-Теодора фон Пауэра: «Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется». Не правда ли, забавно звучит?..С приятными воспоминаниями о том креативном педсовете я жил около трех недель. До производственного совещания при директоре. Тут все и встало на свои места. «Детей с уроков не выгонять, как бы они себя ни вели. Вы его выгоните, а он под машину попадет. Вам придется в прокуратуре объяснение писать». Ладно, это понятно. Но как относиться к такому распоряжению директора: «Запрещаю отпускать детей с урока в туалет! Они идут в туалет и такое там на стенах пишут и рисуют!.. На дверях туалетов повешены замки. Охранник будет запирать их со звонком на начало урока и отпирать после окончания урока». Стремление жестко «управлять» отправлением естественных потребностей детей у меня вызвало активное недоумение. Поддержала меня одна из коллег. Другие предусмотрительно отмолчались.В продолжение совещания директор напомнила собравшимся о том «прискорбном» факте, что в прошлом учебном году наша школа оказалась единственной в городе, давшей по итогам года аж 6 второгодников. Другие 11 школ не дали… ни одного! Если учесть, что наша школа – самая большая в городе (более 1000 человек), то, полагаю, такое количество оставшихся на повторный курс обучения совсем не смертельно. Коллеги, вы не устали еще от этого ханжества и лицемерия? Я устал. Вам ли не знать, как «передовики» добиваются столь нужных для чиновных верхов результатов? Уже во второй четверти начинается проработка принципиальных учителей, посмевших выставить четвертную двойку по своему предмету. Задаются вопросы типа «А у вас есть тетради для дополнительных занятий с этими детьми?», «А вы можете показать свой план работы по профилактике успеваемости?», «Не кажется ли вам, что всему виной ваше убеждение относительно несомненной важности вашего предмета по сравнению со всеми остальными?», «А знаете ли вы, что, пугая ребенка четвертной двойкой, вы оказываете на него психологическое давление?».И совсем не важно, что ученик или ученица, к примеру, почти никогда не носит в школу ни учебника, ни тетради и вообще не выполняет домашнего задания. Не важно, что на каждом уроке вы даете ручку и листок бумаги, но тот так и остается чистым. Демонстративно! Ученики давно поняли, что главным виновником неуспеваемости объявят… вас. Именно вы, педагог, «не смогли найти нужного подхода к ребенку», а посему вы «не имели морального права поставить «неуд». Ведь сговорчивый педагог всегда пойдет навстречу классному руководителю и не поставит (в отличие от вас) «энки» в трех-четырех клеточках журнала. А ближе к окончанию четверти впишет в них необходимые тройки. Кому необходимые? А всем: ученику, его родителям, классному руководителю, директору, управлению образования, видимо, министру.Лет пять назад моя ученица Мария Ворник и я участвовали в очень интересном опросе, проводимом через Интернет: «Что бы я сделал в школе, если бы стал ее директором?» Маша очень порадовала, думаю,  не только меня своими, как всегда, оригинальными и нестандартными предложениями. (Позже она стала призером всероссийского этапа олимпиады по химии. Сейчас успешно учится на третьем курсе одного из ведущих вузов столицы.)Сам я отвечал на вопрос «Что бы я сделал в школе, если бы стал министром образования?». Я ответил, в частности, что «давно бы уже поменял 5-балльную систему оценки на более точную 10-12-балльную. Если 5-балльная система будет сохранена, то надо хотя бы разрешить учителю использовать ее в полной мере. Ведь ни для кого не секрет, что в практике школьной жизни у нас фактически применяется трехбалльная система: «неудовлетворительно» можно поставить за урок, за четверть, но никак не за год. Учителей, готовых «душить учеников двойками, как правило, очень мало. При наличии одной, двух и даже трех неудовлетворительных оценок ученик может переводиться в следующий класс». Уверен, что если ученик просто лентяй и не имеет серьезных отклонений в умственном развитии, то повторного штудирования 2-3 учебников будет достаточно для того, чтобы школьник преодолел отставание и стал успевать по всем предметам. Реально успевать, а не получать липовые тройки, выставленные запуганными учителями.Не хочется заканчивать свои заметки на минорной ноте. Школа, в которой я проработал уже четверть века, не гимназия и не лицей, а обычная общеобразовательная, каких в стране тысячи. В ней и сейчас работает много педагогов, которых можно назвать слегка полузабытым словом «подвижники». Каждый год ребята нашей восьмой становятся победителями и призерами городских, региональных, краевых, а порой и всероссийских олимпиад. Очень бы хотелось, чтобы при оценке работы нашей, да и любой другой, школы приоритет отдавался именно этим достижениям. Надо как-то попытаться объяснить чиновникам всех рангов, что нарисованная успеваемость – это стыдно! И уж никак она не может быть приоритетом в образовании.​Владимир ГАЛЬЦЕВ, учитель школы №8, обладатель президентского гранта, Ессентуки, Ставропольский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте