search
main
0

VUCA-мир и запрос на человечность

Лаборатория новых технологий в педагогическом колледже

За жизнь люди меняют несколько специальностей, а то и сфер деятельности, это становится новой нормой. В будущем успешность будет зависеть не только от того, какой вы профессионал, но и какими мягкими навыками обладаете.

Для того чтобы понимать направления развития нашего колледжа, мы должны представлять, какой конечный результат нашей деятельности должен быть, то есть кто же такой идеальный специалист будущего.

На наш взгляд, специалист будущего независимо от того, какой профессиональной деятельностью он занимается, должен быть психологически устойчивым, уметь регулировать свои эмоции, владеть своим эмоциональным интеллектом, легко находить общий язык с теми, кто на него не похож, но в то же время не бояться совершать ошибки, ведь ошибка – это тоже результат, при ее исправлении приобретается опыт, формируется целеустремленность. Как писал известный изобретатель Томас Эдисон: «Я не потерпел неудачу. Я просто узнал новый способ, которым нельзя создать электрическую лампу. Каждый эксперимент приближает меня к открытию».

Умение непрерывно учиться – ключевой навык будущего специалиста. Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию «одна жизнь – одно образование – одна профессия – одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на заслуженный отдых.

Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами рынка труда и непростыми задачами.

Сегодня непрерывное образование – осознанная повседневность современного человека.

Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка – дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени – запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.

Меняется и роль преподавателя – он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности – науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.

Чтобы понимать, почему и как меняется мир, где будут востребованы наши специалисты, нужно понимать, под действием каких трендов происходят эти изменения.

Физические и виртуальные границы размываются, мир становится все более связанным. Сейчас (и особенно в будущем) сложный продукт создается силами людей из разных стран, с разным культурным кодом. Поэтому так важно учиться работать в командах, состоящих из непохожих на нас людей.

Вместе с усилением связанности мира усиливается и конкуренция. Специалисты будущего конкурируют не на локальном, а на глобальном уровне.

Если раньше между изобретением и распространением технологии проходили десятки лет, сейчас счет идет на годы. Частая смена технологий открывает новые возможности, но вместе с этим вызывает быстрое устаревание знаний. Люди вынуждены постоянно обновлять знания, а значит, учиться, переучиваться и разучиваться.

Рутинные задачи легко поддаются автоматизации, а удешевление технологий делает роботов экономически выгодными. Из-за автоматизации и цифровизации профессии обновляются, исчезают старые и появляются новые.

Из-за роста сложности мира все труднее делить людей на четкие категории и профессии. Гуманитариям будущего необходимы знания ИТ и системное мышление, а технарям – эмоциональный интеллект и умение эффективно коммуницировать.

В будущем надпрофессиональные, или мягкие, навыки будут так же важны, как профессиональные. В быстро меняющемся мире они станут огромным преимуществом, позволят работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность.

Уже сейчас сложные продукты, например компьютеры или машины, – результат работы людей из разных стран. В дальнейшем работа в международных командах станет нормой. Специалистам понадобится не только свободное владение английским, но и умение общаться с людьми с разным культурным бэкграундом.

Будущее за проектами на стыке отраслей: наука смешивается с искусством, IT – с медициной, строительство – с нанотехнологиями. Чтобы преуспеть, понадобится разбираться в смежных и даже несмежных отраслях. Широкие наборы компетенций станут цениться особенно высоко.

Конкуренция за потребителя продолжает расти, и преуспеют те, кто создает максимально комфортные условия для клиентов. Причем речь идет не только о сфере услуг, но и о производстве товаров.

Компании уходят от вертикальной структуры, и навыки управления понадобятся многим специалистам. Так что уже сейчас стоит «качать» лидерские качества и способность расставлять приоритеты.

Ситуация в мире меняется стремительно, и нужно уметь быстро реагировать на смену условий. В будущем придется постоянно принимать решения в условиях неполной информации и уметь распределять ресурсы.

Умение нестандартно мыслить – преимущество человека перед машиной, и спрос на творческие и персонализированные решения продолжит повышаться.

Для командной работы важно уметь продуктивно общаться, учитывать другое мнение, разрешать конфликты. К тому же в этом люди тоже пока превосходят машины.

Роботы постепенно захватывают мир, и нужно учиться с ними разговаривать. Так что к стандартному набору компьютерной грамотности добавляется базовый уровень программирования.

Окружающий мир усложняется, и от людей потребуется понимать, как устроены процессы, видеть взаимосвязи и картину целиком, вычленять главное.

Студенты педагогического колледжа №18 Митино уже испытывают на себе, что такое VUCA-мир. Получая практический опыт профессиональной деятельности, студенты сталкиваются с такими задачами, которые требуют концентрации и внимания, самоорганизации, идейности, творческого подхода, стремления не к индивидуальному лидерству, а к командному успеху. Ежедневно занимаясь текущими делами, требуется быть на шаг вперед, мыслить стратегически: не только владеть современными информационными технологиями организации образовательного процесса, но и включаться в работу в дистанционном формате, применяя все новейшие технологические решения.

В мире, полном технологий, возрастает запрос на человечность, на то, чего мы не можем получить от автоматов и машин, – человеческое тепло, юмор, коммуникацию. В будущем технологии освободят большую часть нашего времени. И, с одной стороны, появится больше времени для общения с близкими, с другой – нам еще сильнее потребуется эмоциональный интеллект – умение определять и распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить с ним общий язык, создавать комфортную атмосферу.

В педагогическом колледже №18 Митино было решено создать лабораторию Digital Skills, цель которой будет состоять во внедрении Steam-технологий в образовательный процесс.

На наш взгляд, Steam-тех­но­ло­гии максимально отвечают запросам современного рынка труда, ведь в них сочетается полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой.

Преимущества Steam-об­ра­зо­ва­ния перед традиционным образованием очевидны, ведь это интегрированное обучение по темам, а не по предметам, кроме того, включается конвергентность образования.

Применение научно-технических знаний в реальной жизни: в рамках лаборатории изучаются такие профессии будущего, как «прототипирование» и «интернет вещей». На занятии обучающиеся понимают, как технологически создаются «умные города», как элемент мегаполиса «умный дом» может стать частью персональной экосистемы человека.

Создавая своих авторских роботов, обучающиеся развивают и совершенствуют навыки критического мышления и разрешения проблем, формируют уверенность в своих силах. Обучающиеся меняют внешность робота по своим задумкам, воображают необычные сюжеты, которые потом вместе со своей командой воплощают в жизнь, тем самым у будущих специалистов формируется активная коммуникация, происходит продуктивная работа в команде.

Лаборатория Digital Skills знакомит с миром программирования и технологий. Работа построена на изучении новейшего образовательного оборудования по робототехнике. Все комплекты снабжены большим количеством датчиков, которые позволяют обнаруживать препятствия, обследовать их. Есть светодиодные подсветки, роботы умеют говорить и общаться с другими роботами. Но сам по себе, без человека, робот не может ничего, его надо учить и программировать. В игровой деятельности обучающиеся даже не замечают, как осваивают азы блочного программирования и учатся устанавливать связь между написанной программой и действиями робота, развивается интерес к техническим дисциплинам.

Помимо традиционных занятий в рамках лаборатории организуются и проводятся мастер-классы, открытые городские уроки в режиме онлайн, благодаря которым осуществляется обмен опытом с коллегами и повышается профессиональное мастерство.

Татьяна БАЛКАШИНОВА, Максим СИКОРСКИЙ, преподаватели ИКТ педагогического колледжа №18

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте